ТАГЛИТ СЕВЕРО-ЗАПАДА РФ
Израиль: поездка,
факты и пр. ФЕВРАЛЬ 2008
Уже несколько лет Еврейское Агентство
для Израиля (Jewish
Agency for Israel или «Сохнут»),
Правительство Израиля, организация «ХаваЯ ИсраэлИт», прочие организации устраивают
и оплачивают программу «Таглит». Эта программа позволяет еврейской молодёжи
стран диаспоры бесплатно посмотреть почти весь Израиль за 10-11 дней! Программа
функционирует в десятках стран мира (в т.ч. – в США), её международное название
– «Birthright Israel» («Право по рождению»). Не являются исключением и страны
СНГ.
Я давно знал о существовании этой программы
и о том, что я имею право поехать в Израиль. Условия просты:
1. Одна четверть, или более еврейской крови – подтверждённая
документами. Это называется «право на репатриацию» в Израиль.
2. Возраст от 17 до 26 лет
Со временем условия могут
меняться…
Еврейская молодёжь Северо-Запада России, отправляющаяся по таглиту,
связывается с сотрудником петербургского отделения Еврейского Агентсва, сейчас
это – Д. Ульфский. Он объясняет, какие документы и как ему отсылать.
Кто прошёл этап Документов, приглашается на Этап
Второй – Претаглит.
Претаглит – это 3хдневный семинар в Репино
под Петербургом, посвященный подготовке к поездке в Израиль: это и получение
новых знаний о стране, и правила поведения в аэропорту, и правила поведения в
стране в ходе программы.
А
перед семинаром все участники собираются в офисе Еврейского Агентства в СПб,
расположенном в центре города. Почему? Потому что поезда разных городов
Северо-Запада в Петербург прибывают в разное время, а выезд в Репино происходит
организованно и из офиса Еврейского Агентства. Например, мой поезд из
Петрозаводска пребывает в Спб рано утром, а из офиса мы выезжали вечером. Это
значит, что я погулял по центру Петербурга, обменял валюту, и успел посетить
Этнографический Музей. Кстати, там по предъявлению студенческого очень дешёвые билеты;
и четверть музея там посвящена евреям Российской Империи. Ещё есть залы славян,
поляков, финно-угров, а грузины временно закрыты. И очередь в расположенный в соседнем здании
Русский Музей огромна, а в этот – человека 3-4. Так что, рекомендую посетить.
В
18:00 мы – еврейская молодёжь Северо-Запада России – отправились из офиса в
Репино на автобусе, на котором кроме нас и организаторов – сотрудников
«Сохнута» (=Еврейского Агентства) никого не было.
На
семинаре в Репино мы познакомились с нашими руководителями (мадрихами) –
Александром и Галиной, познакомились и участники друг с другом. Сотрудница
«Сохнута» Мира Витман – верующая иудейка, преподаватель иврита и спец. по еврейским темам, имеющая два высших
образования – рассказала нам немало о еврейской истории, об иудаизме, о
современном Израиле.
Некоторые факты и цифры.
·
Государство
Израиль нынешнее существует с провозглашения его независимости еврейской
верхушкой во главе с Давидом бен-Гурионом 14 мая 1948 года, и 2008й - год 60-летия Израиля. До провозглашения
независимости это государство было признано – в 1947 году ООН решила, что в
Палестине должно появиться два полноценных государства – еврейское и арабское.
·
Численность
населения Израиля уже составляет 7 000 000 человек.
·
Из них 5000 000 –
евреи, 1500 000 – арабы, 500 000 – прочие этносы (черкесы, англичане,
грузины, армяне, и др.)
·
Если евреев
Израиля принять за 100%, то из них: 38%
- приезжие в Израиль ашкенази, 34% - евреи, рождённые в Израиле (и ашкенази, и
сефарды, и смешанные), 25% приезжие
сефарды. Ашкенази и сефарды – подгруппы
еврейского народа, сформированные к XI-XII
векам н.э. Первые – на терр. Франции и Германии, вторые – на терр. Испании, Марокко. Ашкенази –
большинство современных евреев Европы, СНГ и Балтии, обеих Америк, Австралии,
Новой Зеландии и ЮАР. Сефарды –
большинство евреев арабских стран (Марокко, Ирак и пр.), Турции, Ирана, и пр.
·
Гражданами Израиля
являются евреи, рождённые в 102 странах мира. И в Израиле огромное количество
родных языков, кроме иврита. Очень интересная страна для филолога. Для историка
и геолога – тоже.
·
Еврейское
население Израиля подразделяется на иудеев-ортодоксов (это неоднородная
группа), иудеев-неортодоксов, и светских евреев. Часто приводят цифры, согласно
которым первых = 20%, вторых – 60%, третьих 20%.
·
В Израиле заметная
соц. Стратификация. Разрыв между богатыми и бедными значителен. Зачастую
израильские бедные - это арабы,
марокканские евреи, и многие советские евреи (если они репатриировались после 35
лет и работают не по специальности, то по израильским меркам они – бедные.
Разумеется, израильская бедность – не такая, как российская. Израиль - страна более развитая, особенно если
сравнивать ВВП на душу населения) В
политике есть правящая центристская партия, и по нескольку левых и правых
партий.
·
Русскоязычных
новых израильтян представляет партия «Наш дом – Израиль». У арабов тоже есть
своя политическая партия, которая часто проходит в Кнессет.
·
Армию Израиля
называют ЦАХАЛ – от ивритской аббревиатуры. Служит в ней молодёжь обоих полов и
в обязательном порядке. Требования к женщинам более мягкие, чем к мужчинам.
Женщины, официально состоящие в браке, освобождаются от службы в ЦАХАЛе.
·
Далеко не все
служат в боевых войсках. (Меня б в эти войска точно не взяли, так как я
единственный из детей у моей мамы.) По некоторым источникам, там тоже есть
дедовщина, но её нельзя сравнивать с российской.
·
Государство
Израиль и сегодня находится в состоянии войны официально. Поэтому во время
нашей поездки нас сопровождали 2 вооружённых охранника – Леви и Шамир –
ивритоязычные израильтяне.
·
Государственными
языками являются иврит и арабский. Родным языком для большинства является
иврит. Очень распространён по всей стране английский. Иврит - язык евреев эпохи До Диаспоры и ранней диаспоры. На нём написан Танах – в
христианстве названный Ветхим Заветом. Этот язык не был ни для кого родным в
период X-XIX вв., но его знали
представители верхушки иудаизма, на нём были написаны священные иудейские
тексты. А разговаривать евреи стали на языках тех стран, в которых они живут,
(плюс некоторые ашкенази – на идиш, сефарды – а ладино). В конце XIX в. Иврит был возрождён
Бен-Иегудой и его семьёй, в тот же период появился первый ивритоязычный квартал
на Земле Обетованной (бывшей тогда частью Османской Империи). Одним из первых
ивритских писателей стал Шмуэль-Йосеф Агнон, рождённый в Зап Украине,
изображенный ныне на 50-шекелевой купюре. Иврит Танаха и иврит современного
Израиля, безусловно, различаются. Но это один и тот же язык. Язык с 33-вековой
историей!
·
Иудаизм – религия
евреев – является гос религией Израиля. Все продукты, легально продаваемые в
Израиле одобрены раввинатом – Советом священнослужителей. В Израиле законный
брак – это брак, признанный раввинами, для неевреев – христианскими или
мусульманскими священнослужителями. Светская пара не может вступить в брак без
обращения к священнослужителям. Не может быть законного брака еврея и нееврейки
в Израиле. Однако, известна следующая схема: пары в последних двух случаях
могут сплавать на Кипр (это недорого и недалеко), расписаться там, а Израиль
признаёт браки, признанные каким-то другим государством. Выходной день в неделе
один – и это, естественно, суббота -
шаббат. (Русское слово «суббота» произошло от слова «шаббат»). Праздничные дни,
на который даётся выходной, в основном – иудейские праздники. Шаббат начинается
в пятницу днём или вечером - время
зажигания свечей (начала шаббата) определяется специально для каждого крупного
города в каждую неделю. Завершается в субботу вечером. В шаббат значительная
часть жизни в стране парализована – мало какой транспорт ходит, мало какое
учреждение работает.
·
В Израиле есть
граждане, которые всю свою жизнь занимаются иудаизмом. Т.е. читают священные
книги, соблюдают заповеди, отмечают праздники. Они и не работают, и не служат в
ЦАХАЛ. Они живут за счёт пособий от Государства Израиль плюс за счёт
добровольных пожертвований иудеев разных стран, в первую очередь – иудеев США.
Их часто называют датишниками. Датишники живут очень бедно, но деньгам нет
места в их системе ценностей. В Иерусалиме есть целый квартал, где живут одни
датишники. Ими становятся, ими и рождаются. Именно датишники не хотели покидать
З Берег Реки Иордан, когда Правительство Израиля подписало соглашение с арабами
об этом.
·
Денежная единица
Израиля – новый шекель. Подразделяется на 100 агорот. 1 новый шекель = 0,27
доллара США. (февраль 2008).
·
Израиль – святая
земля четырёх религий. Иудаизма, христианства, ислама и бахаизма. В стране проживают верующие этих четырёх
религий плюс друзы и секулярные люди.
·
В 1967 г.
израильтяне выиграли 6-дневную войну против арабов, и поэтому присоединили
Голанские высоты, Вост Иерусалим и объявили весь Иерусалим вечной и неделимой
столицей Израиля. Ни одна страна мира, кроме Израиля, не признаёт Иерусалим
столицей Израиля. Все посольства расположены в Тель-Авиве, а в Иерусалиме –
лишь консульства. Присоединение Голанских высот неизраильский мир называет
«оккупацией». Израильское общество неедино в вопросе о том, возвращать ли
агрессивной отсталой Сирии Голанские высоты, приведёт ли это к миру? Спасёт ли
это Израиль от бесконечных планов его уничтожения разными исламскими силами?
Также
на семинаре в Репино мы посмотрели фильм на иврите с английскими субтитрами
(питерские участники программы их переводили на русский) о квартале Меа
Шаарим в Иерусалиме, где живут одни
датишники. После просмотра мы с неподдельным интересом обсудили фильм.
Прослушав инструкцию по поведению
аэропорту от мадрихов, мы отправились в петербургский аэропорт
«Пулково».
Мы
летели не российским «Аэрофлотом», а израильской авиакомпанией «Эль Аль»,
известной своей системой безопасности. Эта компания одна из двух в мире
авиакомпаний, которые проводят дополнительную проверку ради безопасности
полёта. В аэропорту есть специальная
территория, огороженная лентами с эмблемой «Эль Аль» («El
Al»).
Внутри этой территории стоят несколько стоек, у каждой – сотрудник компании. Он задаёт ряд вопросов,
проверяющих уверенность будущих пассажиров. Как правило, на десятую часть
летящих они обращают особое внимание – заставляют вытряхивать все вещи.
Зайдя в самолёт, мы впервые за поездку услышали ивритскую речь. Полёт
длился три с половиной часа и проходил ночью. Кому удалось – тот поспал это
время.
6 февраля, среда
Очень рано утром мы приземлились в аэропорту
«Бен-Гурион» (в честь первого премьер-министра Израиля, провозгласивший
независимость страны).
Аэропорт покорил своими размерами (ещё он знаменит
своей cиcтемой безопасности). В аэропорту мы провели толи час, толи два.
Формальности, ничего не поделаешь.
Многих
из нас в аэропорту встречали родственники, знакомые. Меня встретили тётя Инна
(родная сестра мамы) и её муж – дядя Рудик. (По паспорту Инна Кантор и Рудольф
Кантор). Они постоянно живут в городе Лод (возле международного аэропорта
«Бен-Гурион», недалеко от города Тель-Авив), прописаны и являются гражданами
Израиля – оба 100%ные евреи – эмигрировали с нами из Минска в 1991 году. В том
же городе, тоже с пропиской и гражданством проживает их дочь, моя двоюродная
сестра, Мариэтта (Кантор), она работает рядовой служащей в мэрии
Тель-Авива.
Увидев, что встречающих было много, организаторы выделили полтора часа
на разговоры с встретившими. Я рад, что удалось пообщаться с родственниками уже
в аэропорту.
И мы
– участники таглита, и мои родственники думали, что в первый день в Израиле (6
февраля) по прибытию в гостиницу нам дадут выспаться, ведь сна в три с
половиной часа в самолёте недостаточно, да и не всем удалось там заснуть. Но мы
слишком наивные, и программы Сохнута слишком насыщенные, и выспаться нам не
дали. Сразу после встречи с родственниками/знакомыми в аэропорту мы загрузили
вещи в автобус (у нас был свой таглитский автобус и свой водитель – сефард
Ави), сели в автобус и начались экскурсии, ещё до прибытия в гостиницу.
В
автобусе мы познакомились с двумя русскоязычными израильскими мадрихами –
Сергеем и Андреем.
За
весь период нашего пребывания в Израиле, в тех пунктах, где мы были температура
была в интервале от +8 до +22. Колебания от дня ко дню, и от города к городу. И
это в феврале!! Здорово! В феврале – и пальмы!
В тот
же день, 6 февраля, мы посетили город Кейсария на берегу Средиземного моря.
Названный в честь римских императоров (от слова «кесарь») город был основан
иудейским царём Иродом. Он был резиденцией знаменитого римского прокуратора
Понтия Пилата. Потом город пришёл в упадок, и известный еврейский
предприниматель барон Биньямин де Ротшильд и его жена восстанавливали город. Мы
посетили остатки античного театра. Там все участники таглита ели финиковый мёд
(приготовленный мадрихом Сергеем) с хлебом, так как некоторые из нас в Израиле
были первый раз. Я же в Израиле был первый раз в сознательной
жизни.
А
вообще в жизни я в Израиле в третий раз. Первый раз – мы там жили в период
1991-94 годах в районе Неве-Шарет в городе Тель-Авив-Яффо. Это я пишу для тех,
кто не читал или невнимательно читал страницу «Обо мне» этого сайта. Второй раз мы вдвоём с мамой посетили страну
в 1996 году, навестив родственников.
Есть
иудейская традиция – есть финиковый мёд, когда делаешь что-либо первый раз в
жизни. Также читается Шехияну – иудейское благословение того, что совершается первый
раз в жизни. Видели макет Кейсарии и смотрели фильм на русском языке об истории
города. Посетили могилу Биньямина Ротшильда и его жены. Кстати, потомки клана
Ротшильдов живут в Европе до сих пор и возглавляют Фонд Ротшильдов, который
много чего спонсирует, в т.ч. некоторые проекты Московского Фонда
«Холокост».
Следующим пунктом пребывания нашего на Святой Земле был населённый пункт
Хошайя, или Кфар Кедем. 2000 лет назад там была еврейская деревня. Потом
исчезла, позже – её восстанавливали интузиасты-иудеи. Перед нами выступил один
из жителей деревни, коренной израильтянин – Менахем. Он стал проповедовать, что
все евреи мира - единое целое,
объединённое Торой – священной книгой иудаизма. В этой деревне возродили
религиозные и прочие традиции двухтысячелетней давности, методику
приготовления пищи двухтысячелетней
давности. Нас вовлекли в это приготовление пищи и позже мы её ели. В рацион
входили пита и хумус. Ещё в Кфар-Кедеме
мы покатались на ослицах. Именно этот транспорт был распространён 2 000
лет назад.
Вечером мы разместились в гостинице «Шалом Плаза» в городе Тверия на
севере Израиля. В израильских гостиницах у дверей каждого номера весит мезуза –
написанный особым шрифтом и почерком и на особом материале текст молитвы
иудаизма «Шма, Исраэль!» и свёрнутый, на обороте изображена большая ивритская
буква ש (название читается «шин», звуки её –
«с» и «ш». От неё произошла и русская буква «ш»).
7
февраля 2008 четверг
Наша поездка
подразумевает перемещение из города в город, и, соответственно, смену гостиниц.
3-4 ночи и дня мы провели только в гостиницах в Тверии и в Иерусалиме. Гостиница в Тверии запомнилась
тем, что в ней очень разнородный люд – и израильтяне, и евреи диаспоры и
христианские паломники разных стран. Болгарский поп с крестом и в рясе всё
время ходил по гостинице.
Тверия
(Tiberias
на иностранных языках) названа в честь римского императора Тиберия. Этот город был резиденцией иудейского
Синедриона, и там похоронен Иоханан бен Саккай и другие великие раввины.
7
февраля мы посетили заповедник Гамла. Две главные тамошние
достопримечательности – даманы и дольмены. Первых из них мы не увидели. Это
животные небольшого размера, родственные, однако, слонам, и, возможно, предки
слонов. Гамла известна своими стервятниками, как живыми, так и их
изображениями.
Посетили потухший вулкан Бен-Таль. Там рядом находится бывший
израильский военный бункер, в который мы спустились. Также мы побывали на винном заводе на Голанских высотах. Было
видно Сирию, базу ООН.
Кстати, географические карты многих стран мира обозначают Голанские
высоты как «оккупированные Израилем». Это неверно, т.к. Голанские высоты
полноценно присоединены к Израилю (там живут израильтяне, там надписи на
иврите), а не оккупированы. Писать, что Голанские Высоты оккупированы Израилем
всё равно, что писать «Татарстан
оккупирован Российской Федерацией».
На
винном заводе «Голан» в городе Кацрин (название от слова «кесарь») мы
посмотрели фильм об истории завода. Сотрудница этого предприятия поведала нам
некоторые секреты производства вина, развеяла представление о том, что всякое
вино, чем старше, тем лучше, ответила на наши вопросы, и организовала
дегустацию нами вина. После этого, она подарила нам фирменный стакан завода.
Сотрудница, кстати, русскоязычная.
Там
же, в Кацрине у нас было свободное время: погулять по городу в небольшом
радиусе, чего-нибудь купить. Я купил 2 банки израильского какао «Шоко»
знаменитой фабрики «Элит», которая производит какао, шоколадные изделия и
прочие сладости. Продукция фабрики «Элит» в России толи вообще не продаётся,
толи продаётся редко где. Очень жаль.
Посетили гору Хермон – единственное место в Израиле, где за дни нашей
поезди мы видели снег. Немного, естественно – не сугроб.
Вечером
мы поехали в парк «Хамат-Гадер». Там расположены бассейны серных источников, в
которых некоторые из нас искупались. Также в парке есть немало тропинок,
скульптур, деревьев. Там я погулял и пообщался с нашим мадрихом Сергеем. Он
работает в израильской организации «ХаваЯ /ударение на последний слог/
Исраэлит», которая является одним из организаторов таглита. Он оказался очень
интересным, глубоким человеком, что редкость вообще и для Израиля в частности. Он
учится на специальности «литература» в Тель-Авивском Университете. Причём он
выиграл грант, по которому за него оплачивают
100% стоимости обучения. (В Израиле всё высшее образование платное, но
нестандартные одарённые молодые люди могут выиграть грант, по которому какая-то
часть расходов будет возмещена. Есть гранты на 70%-80%ную оплату образования –
их несколько. И только один грант на 100%ную оплату, выигранный Сергеем). Он
пишет стихи, и в конце таглита подарил нам свой изданный сборник. Я рассказал ему
историю нашей эмиграции в Израиль и эмиграции из Израиля в Россию. Несмотря на
своё место работы, (вроде обязывающее быть произраильником) Сергей сказал, что
может быть, решение моих родителей покинуть Израиль было правильным! А может, и
неправильным. Он верно вычислил, что мой отец в Израиль ехать не хотел
изначально, и иврит изучать он так в своей жизни и не начинал. Но любовь моих
родителей потащила отца в Израиль – крайне чуждый ему -, а мою мать – в менее,
но тоже чуждую ей Карелию. Разумно его замечание о том, что с 1994 года прошло
немало времени и Израиль изменился. Он рассказал историю своей алии, сказал,
что большая часть уезжавших с ним в Израиль ныне довольна своей жизнью в
стране. Сергей угостил меня кофе со своего термоса и рассказал об истории своей
жизни в Израиле.
Всё
это время остальные купались в серных источниках, позже едва отмыли своё бельё
от этой серы.
8
февраля пятница
Ночевали в гостинице «Шалом Плаза» в Тверии.В этой гостинице, как и во
многих израильских есть такое явление, как шаббатний лифт. Шаббатний лифт в
период шаббата (примерно 25 часов с вечера пятницы до вечера субботы) ездит с
самого верхнего этажа вниз, останавливаясь на каждом этаже, до первого этажа, с
которого он едет на самый высокий этаж, и с него снова едет вниз,
останавливаясь на каждом этаже. Таким образом, чтоб попасть с первого этажа на третий, надо с первого
доехать до двенадцатого, потом - вниз,
останавливаясь на одиннадцатом, на десятом и т.д., доехать до третьего. Зачем?
Просто в шаббат запрещено делать многое из того, что разрешено в остальные дни,
в том числе – нажимать на кнопку вызова лифта и на кнопки с цифрами,
обозначающие этажи.
8-ого
февраля мы отправились в расположенный на севере Израиля город Цфат – мировой
центр мистического учения каббала. В 1492 году, когда в Испании евреев либо
насильственно переводили в христианство, либо сжигали, либо изгоняли из страны.
Тогда много евреев переехало на Святую Землю и появился город Цфат. Там и по
сей день большой процент ортодоксальных верующих людей в чёрных цилиндрических
шляпах и в чёрном костюме. Цфат и Иерусалим -
наиболее религиозные еврейские города Израиля. В Цфате похоронен
иудейский деятель Рашби. В этом городе мы пытались попасть в две синагоги, и ни
в одну не попали, т.к. пятница – предшабатный период и некоторые синагоги всю
пятницу не работают. В Цфате у нас было свободное время пройти по сувенирной
улочке. Там одной из лавок владеет хабадник. (Хабад – распространённое
иудейское движение, в т.ч. в СНГ). Он
спрашивает у проходящих мимо “Your mother is Jewish?”,
(с ошибкой) и кто отвечает утвердительно, он просит одеть всякую религиозную
атрибутику и прочесть благословение.
В
Тверии мы провели зажигание свечей – ритуал встречи Шаббата. Позже мы сходили в
ближайшую к гостинице синагогу на шаббатнюю церемонию. Она находится не в
центре города, явно нетуристическая. Поэтому многие на нас смотрели
непонимающе. Особенно удивлённо на нас смотрел мальчик лет шести, и его можно
понять: люди внешне очень сильно отличаются от израильтян, а в то же время в
кипах, «кто ж они такие» - думал он про нас. Среди нас было немало евреев
наполовину и начетверть. Там мы присутствовали на богослужении, слушали
песнопение. В том числе пели шаббатнюю песню «Лэха доди». Я от этой песни знал и знаю лишь
припев. Остальные же и припева не знали.
Там
же я убедился, что действительно евреи – народ, который даже перед богом не
стоит на коленях. Это очень важно.
У
выхода из синагоги некоторые верующие евреи стали говорить нам, что нам лучше
переехать в Израиль.
9 февраля, суббота
Утром
была необязательная прогулка по Тверии. Я на неё не пошёл – решил выспаться.
После обеда была обязательная прогулка по Тверии, мы посетили могилу Рамбама
(Моисея Маймонида) – известного деятеля иудаизма XII века. Его основное произведение
состоит из 14 глав, и недалеко от могилы есть монумент, посвящённый этому
произведению.
Завершили мы прогулку в парке. Там мы разделились на группы, каждая из
которых получила свой отрывок из Ветхого Завета и должна была представить
какой-либо этюд по теме этого отрывка. Дело в том, что в шаббат есть традиция –
читать священные тексты и размышлять над ними. Наш этюд был о строительстве
Ноева Ковчега, в который было положено взять всех родственников Ноя, о которых
не было сказано, что они праведники, но нельзя было взять неправедников, не
являющихся родственниками Ноя. Мы так интерпретировали, что в ковчег брали по
блату. Вот такая современная интерпретация.
Рядом с этим парком был монумент
с надписью на русском языке, посвящённый памяти ветеранов Великой
Отечественной войны советского народа 1941-45гг., живших умерших в городе
Тверия.
10 февраля
2008, воскресенье
Проснувшись всё в той же гостинице в Тверии, мы отправились в Хайфу.
Хайфа – один из крупнейших городов Израиля.
Расположен на берегу Средиземного моря. Там расположены могила и надгробие
основателей бахаизма – одной из религий Израиля. А также бахайские Сады.
В
Израиле говорят, что «Иерусалим за всю страну молится, Тель-Авив за всю страну
гуляет, а Хайфа за всю страну работает».
Бахаизм откололся от ислама в 40-е гг. XIX века, и с тех пор мало что связывает
его с исламом.
Мировоззрение
бахаистов Бахаисты утверждают, что в мире есть несколько монотеистических
религий (по бахаистам – их 9), разночтения между которыми менее важны, нежели сходства. Следовательно,
в идеале эти религии должны слиться в одну. Этой одной и может стать бахаизм.
Немаловажно и нестандартно само провозглашение такой цели, как формирование
общечеловеческой религии. Общечеловеческая религия подразумевает один
общечеловеческий язык. Какой язык бахаисты выбрали на роль общечеловеческого?
Английский? Но это бы поставило в очень вольготное положение уроженцев
Великобритании, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и пр. Они-то
его знают с рождения, а остальному человечеству
- учить надо. Не пойдёт английский, нужен язык, который бы для всего
мира был бы неродным. Таких языков несколько. Один из них - язык эсперанто, придуманный польским евреем
Людвигом Зяменгоффом в XIXвеке.
Именно эсперанто – язык бахаизма. Мы посетили могилу основателей бахаизма –
Бахауллы и Бааба.
После бахаистов мы посетили ещё одно известное этнорелигиозное
меньшинство Израиля – друзов.
Друзы
– этнически родственны арабам. Откололись от ислама. Верят в переселение душ,
причём душа друза может переселяться только в друза. Настоящий друз рассказал
нам о друзах на иврите, а наш гид Андрей переводил на русский. Позже мы ели
традиционную друзскую пищу.
Днём
мы приехали в гостиницу «Рут Даниель» в городе Тель-Авив-Яффо.
По административному разделению это единый город.
(Иногда Тель-Авив и Яффо считают разными городами). В мэрии этого города
работает моя двоюродная сестра, живущая
в городе Лод, – Мариэтта Кантор.
Программа «таглит» включала
общение с солдатами ЦАХАЛа (или Армии Обороны Израиля). Причина такой
странной составляющей программы – просто солдаты – та часть израильской молодёжи,
которую наиболее просто собрать, т.е. цель – ознакомить нас с израильской
молодёжью, её бытием. Я подозреваю, что истинные причины – ещё две.
1.
Израиль – страна,
официально находящаяся в военном положении. И во вражеском окружении. Поэтому
солдаты – важнейшая часть общества.
2.
Поскольку в ЦАХАЛ
обязаны служить и юноши, и девушки, участники таглита, в случае своей
репатриации в Израиль, обязаны служить в израильской армии. Солдаты в программе
– чтоб мы знали, что нас ожидает в случае репатриации.
Да, важная
деталь – все солдаты (мужского и женского пола), включённые в программу –
эмигранты в Израиль из стран постсоветского пространства, т.е. у них родной
язык – русский.
Все таглитники познакомились со всеми солдатами. У
них много общего – все после армии собираются получать высшее образование,
собираются поехать путешествовать, большая часть – в Таиланд. Толком не
объяснили почему.
Выше я
упоминал уже о запрете в ходе таглита отлучаться к родственникам. Этот запрет
многим не понравился. Зато в программе был пункт «встреча с
родственниками/друзьями/знакомыми» в 20:00
10 февраля 2008.
У той
половины участников программы, которым не с кем встречаться в Израиле в это
время была прогулка.
Ко мне
же приехали тётя Инна и дядя Рудик Канторы(во второй раз) и двоюродная сестра
Мариэтта Кантор и её гражданский муж Саша (в первый раз).
На
этом день завершился.
11 февраля, понедельник
Гостиница «Рут-Даниэль» была расположена в
Яффо. Вид из окна был лучше, чем в Тверии. Позавтракав, мы отправились на прогулку
по старому Яффо с нашим гидом Андреем. Старые улочки, монументы, кварталы
художников и их произведения…
Постмодернизма много.
Посетили район Тель-Авива
Неве-Цедек. Если не ошибаюсь, это первый ивритский район Нового времени на Святой Земле. Там жил
и творил ивритский писатель Шмуэль Йозеф Агнон лет сто двадцать назад.
Были на площади Тель-Авива, где находится
мэрия города (в которой моя двоюродная сестра работает Мара), и на которой в
1994 году произошло убийство израильского премьер-министра (а там эта должность
выше президентской) Ицхака Рабина еврейским фанатиком. Фанатик сидит в тюрьме,
и не раскаивается нисколько в своём преступлении!
После этого мы отправились в Музей
Независимости Израиля, расположенный в Тель-Авиве. Директор этого музея –
русскоязычная ленинградская еврейка Софа; фамилию я не помню. Она рассказала
нам о событиях 1947 года (Декларация ООН об образовании еврейского и арабского
государств); 1948 года: когда было провозглашено государство Израиль, и тут же
началась арабо-еврейская война.
Обычно посетителям этого Музея об этих и
связанных с ними событиях показывают фильм. Но нам директор музея рассказала
больше и лучше, чем в этом фильме.
После мы отправились в Тель-Авивский
Университет. Там мы разделились: часть отправилась в гуманитарные корпусы,
часть – в технические.
Мадрих Сергей рассказал нам о системе
высшего образования в Израиле. Она очень отличается от российской. Школьный аттестат
(«багрут») получает гораздо меньший процент студентов. Получившие багрут пишут
большой тест на знание математики (не логарифмов каких-нибудь, а нормальной
математики: проценты, дроби и т.д.). Он оценивается от 200 до 800 баллов. Вот
это дело! Не то, что наша 5-ти балльная официально, и 3-хбалльная фактически
система образования! Этот большой тест в Израиле можно сдавать и на русском
языке! Тяжелей всего поступить на врача.
Если абитуриенту хватило
баллов на желаемый факультет, и если у него есть деньги оплачивать обучение,
либо он выиграл грант, то он учится. Вечером мы приехали в Эйн-Геди – посёлок
близ Мёртвого моря. Там в хостеле мы и расположились ночевать.
12 февраля,
вторник
В этот день мы
отправились на Массаду – знаменитую гору-крепость, где в I веке новой эры всё закончилось. Всё –
это надежды древних евреев сохранить свою страну, своё общество на Земле
Израиля. Иудейское восстание было полностью подавлено в 73 г. н.э. именно
здесь. В ходе восстания все находившиеся в крепости друг друга поубивали, если
верить Иосифу Флавию. Лишь бы не сдаваться римлянам.
Я первый раз в жизни катался на
фугикулёре. Очень понравилось.
До восстания эту крепость на горе
использовал царь од для работы и времяпрепровождения. И туда, и обратно мы добирались на
фуникулёре. Он вмещает десятки человек. Кататься на нём здорово!
Позже мы отправились к берегу Мёртвого моря… Кто
хотел – искупался, кто хотел – купил косметики, кто хотел – сделал и то, и
другое. В тамошнем магазине очень много русскоязычных.
С Мёртвого моря мы отправились в
известный израильский город, расположенный на берегу моря Красного – Эйлат.
13 февраля среда
Этот известный
международный курорт расположен у стыка
границ Израиля с Иорданией и Египтом. Израильское побережье Красного моря –
лишь 12 км.
Одна из главных достопримечательностей
города – Подводный Музей. (В Красном моря близ Эйлата расположен большой
коралловый риф и много разных интересных рыб).
В пустыне мы посетили еврейский посёлок
Шахарур. Там мы пообедали, и покатались на верблюдах. Лично я - в первый раз в жизни. Надеюсь – не последний.
Это более безопасно, чем я думал: верблюд ложится перед тем, как на него
залазишь, и перед тем, как с него слазишь.
Далее мы отправились в главный город
нашей поездки, вечную и неделимую столицу Израиля (непризнанную остальным
миром), в святой город трёх религий – в
Иерусалим.
У въезда в Иерусалим находятся
Сахаровские сады. Названы они в честь великого советского физика,
нонконформиста и диссидента Андрея Дмитриевича Сахарова. Андрей Дмитриевич
боролся за права нацменьшинств Советского Союза, в том числе – евреев. Если у
ивритоязычного иерусалимца «Что такое Сахаров?» он ответит: «Это сады у въезда
в Иерусалим».
Остаток программы мы провели именно
там. Остановились мы в гостинице «Ганей Мориа», там мы и заночевали.
14 февраля, четверг
В этот день мы посетили музей,
посещение которого было для меня одним из мотивов поездки. Это всемирно
известный Музей и Институт Катастрофы и Сопротивления европейского еврейства
1933-45гг. «Яд-Вашем».
Несколько часов мы провели в этом музее
в сопровождении русскоязычного экскурсовода. Он рассказал нам обзорно обо всей
истории Холокоста и даже больше, начав ещё с Версальского мира ноября 1918г. и
роли евреев в его подписании, и закончив погромами в Польше в 1946 году.
Экспонаты расположены в хронологическом порядке, и разумеется, с ними был
связан рассказ экскурсовода.
Вспомним эти события.
Год 1929, в США – обвал
кризиса и начало мирового экономического кризиса. Затронул кризис и Германию.
Страшнейший кризис – везде. Безработица. Всякие пособия были. Но они равнялись
миске супа.
Истинная причина поражения Германии в
первой мировой войне – нехватка ресурсов, война на 2 фронта. Но фронтовики
возложили вину на тех, на кого её в Европе очень часто возлагали. На евреев.
В 1932г. в Германии была купюра с
надписью «все богатства у нас украли
евреи».
«Гитлер пришёл к власти
демократическим путём», - любят повторять сотрудники Мемориального
комплекса «Яд-Вашем».
Взяты на вооружение прежние бредовые
антисемитские мифы о крови христианских младенцев, о «Протоколах сионских
мудрецов». Евреев стали обвинять в желании и намерении установить мировое
господство.
К «сионским мудрецам» причисляли Карла
Маркса, их руководителем иногда называли основателя и лидера сионистского
движения Теодора Герцля.
После прихода Гитлера к власти появились законы,
запрещающие вступление в брак и сексуальные отношения арийцев и евреев.
Особенно абсурдно, учитывая, что Адольф Гитлер сам не был чистокровным арийцем.
Всем евреям в паспорта добавляют слова «Israel» для мужчин и «Sara» для женщин.
Год 1938. Знаменитая Хрустальная ночь
– погромы и грабежи как отдельных еврейских предприятий, так и всей еврейской
община на 2 000 000 000 марок.
У евреев всё больше распространяется
желание эмигрировать из Третьего Рейха. Но никакая страна не хочет их принять.
Комиссия в Авиньоне решила, что «евреям надо помочь». США приняли некоторое
количество евреев, но во-первых количество это было ограниченным, во-вторых,
это количество было неадекватно масштабам Катастрофы. Оригинально отмазался представитель Австралии.
Он сказал: «У нас антисемитизма нет, потому что нет евреев. Завезём евреев,
появится и антисемитизм.» . «Сохнут» сумел уговорить Великобританию принять
некое число евреев. Разумеется – недостаточное.
Осенью 1939 года начинается Вторая мировая война,
и Германия захватывает Польшу. Столицей образованного на её территории
ген-губернаторства стал Краков, а не Варшава. Потому что в Варшаве треть
населения составляли евреи.
Против уничтожения евреев высказалась
румынская королева-мать. (Румыния была в то время ещё королевством).
В «Яд-Вашеме» есть документ на немецком
языке, сообщающий сколько евреев проживает на той или иной территории, или
сколько человек собирается доуничтожать Третий Рейх. Если не ошибаюсь, данные
на январь 1942г. (Ванзейская конференция) Приведу цифры из документа в таблице.
1. |
Генерал-губернаторство
(Польша) |
2 284 000 |
2. |
Эстония |
Свободна от евреев |
3. |
Литва |
34 000 |
4. |
Бельгия |
43 000 |
5. |
Дания |
5 600 |
6. |
Греция |
69 600 |
7. |
Нидерланды |
160 800 |
8. |
Норвегия |
1 300 |
9. |
Болгария |
48 000 |
10. |
Англия |
330 000 |
11. |
Финляндия |
2 300 |
12. |
Ирландия |
4 000 |
Евреи жили и в других странах Европы, и в документе
это отображено, но я не успел записать остальное, т.к. должен был не отбиться
от экскурсовода и нашей группы.
Есть в Музее экспонаты, имеющие отношение
к восстанию в Варшавском еврейском гетто, к лагерям смерти и другому.
Интересно, что газ «циклон Б» является
средством для уничтожения грызунов, насекомых. И он же применялся для
уничтожения ЛЮДЕЙ. Да, действительно «нормальные люди не знают, что возможно
всё».
«Яд-Вашем» уверяет, что в мире знали о
происходящем с евреями. В Америке в газетах выходили заголовки «В Польше
убивают евреев?», т.е. долгое время в Штатах не могли в это поверить.
В 1934г. был договор папы римского с
Адольфом Гитлером о том, что папа не вмешивается в дела Рейха, а Рейх не
вмешивается в дела римской католической церкви. Папа молчал о Холокосте. Просто
молчал, соблюдая этот самый договор. А ведь среди рядовых немцев немало
католиков, и они бы, вероятно, прислушались бы к папе.
Были и люди в эти тёмные времена,
которые спасли такое количество евреев, какое только могли. Это и король Дании,
и Оскар Шиндлер и шведкий дипломат Рауль Валленберг, о котором издан немало
книг. Но не будем останавливаться на этих историях более подробно. Всё же тема
очерка несколько иная.
После Великой Победы мая 1945 г., евреи
стали возвращаться в свои дома. Только дома теперь принадлежали польским
семьям. Конфликты неизбежны: год 1946, погром в Кельце.
В 1947 году советский
партийно-государственный деятель Громыко выступал с заявлниями, мол, еврейский пролетариат
хочет основать своё гсударство, но мировой капитализм не даёт. Надо пролетариат
поддержать. СССР признал идею образования еврейского государства на
исторической родине евреев, надеясь, что оно станет социалистическим. Но
государство было провозглашено 14 мая 1948г., и надежды Советского Союза не
оправдались.
В Музее «Яд-Вашем» много фотографий,
документов и пр., имеющих отношение к истории Холокоста. Но это не всё. Ещё там
немало телевизоров где транслируются
воспоминания евреев, переживших Катастрофу. Воспоминания эти звучат на
разных языках Европы с английскими субтитрами. Не знаю, есть ли на русском –
мне не встретились.
Мы посетили также аллею праведников и
отделение «Дети – жертвы Холокоста».
При «Яд-Вашеме» есть библиотека и магазин
книг по истории евреев. Есть книги и на русском языке, чему не следует
удивляться.
После «Яд-Вашема» мы посетили другой
иерусалимский музей – Музей библейских стран.
Основал музей – Элия Боровский. Он жил в
Европе времён Холокоста. Сумел договориться с иерусалимской мэрией о выделении
здания для музея.
Библейскими странами можно называть
следующие страны.
Восточное Средиземноморье
Армения
Закавказье
Сирия
Месопотамия
Аравийский полуостров
Египет
Нубия
Персия / Иран
Юг Средней Азии
Греция
Музей содержит экспонаты, связанные со
всеми из этих стран. Неудивительно, ведь древнееврейская культура немало
почерпнула из соседних культур.
Экскурсовод рассказал нам немало о всех
библейских странах. Не всё было для меня новым. Интересно было узнать, что уже
древние египтяне производили пиво. А знаете как звали датчанина, который
открыл ту истину, что египтяне
приготовляли пиво? Его фамилия – Carlsberg. Совпадение с названием марки пива
вряд ли случайное. Пробыв долго в музее, мы отправились в гостиницу.
Вечером в гостинице с нами встретились
представители программы «МАСА», устраиваемой Еврейским Агентством и многими
другими еврейскими организациями. Эта новая программа включает в себя много
проектов. Каждый из них позволяет еврейской (имеется ввиду – право на
репатриацию в Израиль) молодёжи пожить в Израиле полгода / год, изучая
английский, иврит, и какую-либо специальность По окончании проекта каждый
получает соответствующую израильскую корочку, которая не всем пригодится в
стране диаспоры, в т.ч. в России. БОльшую часть от всех расходов оплачивают
еврейские организации, но и меньшая там в абсолютных величинах очень велика.
Единственный целиком оплаченный проект «МАСы»
- связан с изучением иудаизма (Институт иудаизма Махон Меир в
Иерусалиме).
15 февраля пятница
Иерусалим знаменит своим Старым городом.
В XIX веке кроме него в Иерусалиме кварталов
не было.
Старый город состоит из четырёх кварталов
1. Еврейского
2. Христианского
3. Мусульманского или
Арабского
4. Армянского
Армяне, разумеется, также
христиане по вероисповеданию. У них свой квартал просто потому что из всех
христиан они первыми стали селиться в Иерусалиме. Также армяне первый в мире
народ, бОльшая часть которого приняла христианство – крещение Армении произошло
в 301 году.
Мы прошли мимо Шведского Христианского
Центра и армянских лавок близ Старого города.
Видели в Иерусалиме русскую православную церковь, построенную в
90-ые гг. XIX века.
Из четырёх кварталов Старого города мы посетили
лишь еврейский. Во-первых, потому что посмотреть даже все иудейские места
Израиля за 11 дней невозможно. Во-вторых, потому что в мусульманском квартале
есть угроза нашей безопасности – мы ведь еврейская группа.
Знаменитый Храм Иудейский располагался на
горе Мориа, где происходило, по религии, жертвоприношение Исаака. В Храме была
Святая Святых.
Видели мы и Масличную гору, известную мне
по стихотворениям Пастернака из романа «Доктор Живаго». Оливковая гора – это то
же самое, т.к. маслины = оливки.
Исключительность этой горы ещё и в том, что её должен перейти Мессия. На
этой же горе – древнейшее еврейское кладбище.
Посетили мы ещё одну очень известную
иерусалимскую гору, бывшую веками символом исторической родины у евреев всего мира,
и давшую название сионизму – гору Сион. В IV в. н.э. византийцы построили здесь
христианскую церковь. Вообще, когда на неё заходишь - незаметно что это гора. Единственный
признак – надпись на трёх языках -
иврите, английском и на арабском (правда, заклеена). Надпись на английском: «Mt. Zion» - «г. Сион».
Были на могиле еврейского царя Давида,
почитаемого в трёх религиях.
Для иудеев – выдающийся царь, победитель
Голиафа и пр. Для христиан - предок
Иисуса из Назарета. Для мусульман – важный пророк. Ещё одно доказательство
тесного переплетения трёх авраамических религий.
Также в этот день мы посетили
археологические раскопки в Иерусалиме. В Израиле много где есть что
раскапывать…
Проведение раскопок исключает строительство
на этой территории Иерусалима новых жилых кварталов. Мы застали митинг жителей
города, выступающих против раскопок, за строительство жилых кварталов.
Мы посетили ту часть Иерусалима, которая
до победы 1967 года была частью территории Иордании.
В еврейском и арабском кварталах
изначально были надписи, вывески на трёх языках – иврите, арабском, и
английском. В еврейском квартале замазаны надписи на арабском языке, а в арабском
– на иврите. Межнациональные отношения далеки от взаимопонимания. Израиль –
интересная страна для конфликтологов… А ближневосточные коммунисты педлагали 60
лет назад создавать одно арабо-еврейское государство! Побывав в Израиле,
начинаешь понимать утопичность этих мечтаний…
Разумеется, есть в Иерусалиме и синагога
движения «Хабад». Мы мимо неё проходили.
Центральной улицей Иерусалима была улица
Кардо (Cardo). И по ней мы прошлись. В том районе
планировка удивительная: мы шли по крышам домов, но нам казалось, что мы идём
по улице! (Перерывов между зданиями незаметно). Да, это, вероятно, трудно
понять…Всем советую там побывать, чтоб это увидеть своими глазами.
Одной из наиболее знаменитых
достопримечательностей Иерусалима остаётся мусульманская мечеть Кубат-ас-Сахра.
Она видна из разных мест Старого города. Из-за того что она стоит, там где
стоит, невозможно построить Третий Иудейский Храм, который стал бы символом
перехода еврейской истории из этапа Диаспоры и преследований в этап
репатриации, воссоединения, независимости.
Далее –
посещения символа еврейской истории после I века новой эры, символа диаспоры,
преследований и горя, продолжавшихся долгими веками, и, по сути, не
завершившихся до сих пор – я настаиваю, что с образованием Государства Израиль
еврейский вопрос в остальных
государствах не исчез. Эта достопримечательность - Стена Плача.
Царь Ирод
приказал построить квадрат из четырёх стен вокруг Второго Храма
иудейского. До наших дней ничего не
осталось ни от Храма, ни от одной из его стен. Осталась лишь одна из четырёх
стен от этого самого квадрата-оболочки вокруг Храма. Это и есть Стена Плача.
Стена Плача
– один из символов Израиля и иудаизма. Евреи со всего мира стекаются туда, чтоб
оплакать разрушение обоих Храмов, да и в целом трагическую историю еврейского
народа. В любое время суток у Стены
Плача есть люди.
До победы в
Шестидневной войне 1967 года у мирового еврейства не было доступа к Стене Плача
(также называют «Котель»), т.к. это была часть территории Иордании – арабского
государства.
Есть традиция, согласно которой в Стену
Плача можно воткнуть записочку с желанием, и если оно не для себя, и если о нём
никому не говорить, то это пожелание исполнится. Мы все написали пожелания и
воткнули их в Стену. Там осталось очень мало свободного места – во все щели уже
воткнуты такие записочки. Не буду говорить, что я пожелал, а то не сбудется.
Вечером мы вернулись в гостиницу
отмечать начало Шаббата.
16 февраля, сб
Программа «таглит» реализуется с
соблюдением Шаббата. То есть, в период Шаббата (вечер пятницы – вечер субботы)
мы никуда не ездили, а лишь гуляли пешком по тому городу, в котором находились
в этот период.
Этот день состоял из прогулки. Прошлись
до Музея Израиля и посетили его. Выставки древних текстов; скульптур.
Позже мы прошли мимо здания кнессета –
израильского парламента. Прошли мимо зданий израильского правительства и
израильского Верховного Суда Справедливости (Конституционного Суда в стране
нет, поскольку нет Конституции, вместо неё есть ряд базовых законов).
Разумеется, в Шаббат все эти государственные учреждения не работали.
Напротив здания кнессета стоит высокая
знаменитая Менора, сделанная англичанином лет пятьдесят назад и подаренная
Израилю. На фоне этой Меноры все участники таглита сфотографировались.
Фотография эта есть на моей странице – «Александр Симуков» сайта www.vkontakte.ru и на Странице Изображений (Фотоальбоме)
этого сайта.
Далее мы вернулись в нашу гостиницу, где
провели церемонию Авдала – прощание с Шаббатом и встреча новой недели. В ходе
церемонии евреи становятся в круг, берутся за руки, напевают мелодию, под которую один человек читает благословение.
Позже все в круге, передавая друг другу вино, выпивают по одному глоткУ.
Позже мы отправились на новое
иерусалимское развлечение для туристов – «Лифт времени» (“Time
elevator”). Туристы проходят в
зал, по сути – зал кинотеатра. На экране за час, если не ошибаюсь, показывается
вся история города Иерусалима в очень доступной популярной форме. И фильм этот
есть на нескольких языках, в том числе – на русском. Мы смотрели на русском.
Очень рекомендую всем там побывать – не всё поддаётся описанию.
После этого мы отправились в центр
Иерусалима на прогулку, (некоторые успели посетить ночной клуб), откуда
отправились в гостиницу, чтобы… собирать вещи.
17
февраля, вс
Уже, если быть точным, 17 февраля (после
полуночи) мы отправились в международный аэропорт «Бен-Гурион», откуда в 5:50
ночи вылетал наш самолёт в Москву. Прохождение всех аэропортных формальностей
занимает 3 часа. Много раз надо было показывать загранпаспорт, также менять
авиабилет на посадочный талон, сдавать багаж и проч.; причём перед каждым
действием нужно выжидать очередь. В 5:50 мы покинули нашу историческую родину.
Рано утром мы приземлились в аэропорту
«Домодедово» близ Москвы. Благодаря сотрудникам Еврейского Агентства
Петербурга, нас всех бесплатно довёз автобус до площади трёх вокзалов.
Там я приобрёл билет на поезд до
Петрозаводска.
Вечером сел на поезд
«Мосва-Петрозаводск».
18 февраля пн
Я прибыл в Петрозаводск и доехал до дома,
полный массы впечатлений. После таглита, проходившего с напряжённым графиком,
надо было очухиваться. Лишь через несколько дней я вышел на учёбу, а у меня
оставалось ещё хвосты с зимней сессии! Они были ликвидированы 21 марта и,
соответственно, я опять без стипендии. Надеюсь её восстановить в июле. А для
этого надо навёрстывать пропущенное по учёбе, ведь бОльшая часть поездки
пришлась на учебные дни.
Думая о навёрстывании, я и писал этот
очерк, т.е. торопясь, в суете…
Я рад, в ходе поездки мне удалось
увидеться хотя бы с несколькими
родственниками – тётей, дядей, двоюродной сестрой (одновременно), двоюродной тётей, двоюродным дядей и матерью
двух последних (одновременно).
Нам удалось несколько раз и очень уж
недолго пообщаться с евреями Израиля – ивритоязычными и русскоязычными.
Ивритскую речь мы впервые услышали в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково»,
русскую речь в Израиле мы впервые услышали в аэропорту «Бен-Гурион» - там
русскоязычной сотруднице мы показывали свои загранпаспорта. Многие
ивритоязычные евреи Израиля очень дружелюбно встречали нас, крича «Шалом!».
Также многие ивритоязычные (не работающие на «Сохнут») агитировали нас
переехать на ПМЖ в Израиль. Это их искренние убеждения. Многим из израильтян я
объяснял, где находится город Петрозаводск. Некоторым я рассказал историю нашей
алии – эмиграции в Россию.
Вопрос о моей эмиграции в Израиль
остаётся открытым. На этот вопрос окончательного решения пока нет. Мы
ознакомились со страной лишь с точки зрения истории, культуры, религии, и то
очень поверхностно. Но я не получил
ответа на более важные вопросы. Я не знаю, смогу ли я в Израиле себя прокормить
да ещё и так, чтобы не работать на тех работах, на которых я бы не чувствовал
себя униженным. Здесь, в России я уже сейчас – студент университета очного
бесплатного места и получаю специальность. Здесь я в мирное время не годен к
призыву в армию по здоровью. В Израиле- образование платное. Хотя, можно
выиграть грант, и эта платность на студента распространяться не будет. И, по
некоторым данным, там получше с медициной… Короче говоря, всё очень
неоднозначно и сложно относительно эмиграции и жизни в Израиле. «Израиль
замечательная страна, если в ней не жить» - сказал я тёте и она
согласилась, в общем-то.
А по поводу поездок в Израиль. Поездки в
Израиль всем очень рекомендую, и
неевреям в том числе. Страна маленькая, но очень уж своеобразная, и там есть
что посмотреть.
14 мая 2008 Израилю исполняется
60 лет (в смысле – Государству). Я рад, что побывал в Израиле в год его
60-летия. Надеюсь, и в еврейских организациях Петрозаводска будем отмечать этот
праздник.
Еще раз напоминаю, что свои мнения и
вопросы мне по темам, затрагиваемом на этом сайте можно написать в Гостевую
книгу.
Спасибо
за внимание,
Александр Симуков
Создатель сайта
www.alexandersimoukov.narod.ru
Февраль-март 2008
Петрозаводск