Петрозаводский государственный университет

 

 

 

Работа на конференцию

 

ПИМЕНОВСКИЕ

      ЧТЕНИЯ

 

По теме

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕТРОЗАВОДСК. ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса

исторического факультета

Александр Симуков

Руководитель –

учитель истории и обществознания

МОУ «Державинский лицей»

ИВАНОВ Валерий Сергеевич

 

 

Петрозаводск 2007

 

 

 

 

CОДЕРЖАНИЕ

 

Вступление……………………………………………………………3

Глава 1. Метод интервью в социологическом      исследовании…..6

Глава 2. Ислам…………………………………………....................10

Глава 3. Иудаизм……………………………………………………13

Глава 4. ХВЕП………………………………………………………16

Глава 5. Католики…………………………………………………...18

Глава 6. Христиане Адвентисты Седьмого дня…………………..19

Заключение…………………………………………………………..21

Приложения………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

«Все различны – все равны!»

Название акции в Евросоюзе

 

«Россия – светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться

государственной или обязательной.

Каждый имеет право

индивидуально или совместно с другими

исповедовать любую религию

 или не исповедовать никакой.

Религиозные объединения отделены

от государства и равны перед законом.»

Конституция РФ

 

     По всему постсоветскому пространству действовала следующая тенденция: чем дальше от 1990 г, тем больше верующих, или считающих себя таковыми; тем больше религиозных направлений появляется и функционирует. Лишь в последние несколько лет в Карелии количество регистрируемых в год религиозных организаций начало сокращаться.

       Петрозаводск – не исключение. Карельская столица на протяжении веков является городом полиэтническим и поликонфессиональным. Религий   и религиозных направлений в Петрозаводске зарегистрировано более десятка. Многие из конфессий представлены одной организацией. Естественно, это не относится к крупнейшей конфессии – Русской Православной Церкви.

       Внук раввина, философ и экономист Карл Маркс прославился высказыванием «Религия – опиум для народа». Я не высмеиваю эту цитату, но лишь считаю, что не только опиум и не только для народа. При написании работы исхожу из конституционных представлений о равноправии всех конфессий.

       В Петрозаводске функционируют следующие крупные религиозные конфессии и их организации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Христианство, православное – РПЦ

2.     Христианство,  Римско-Католическая церковь

3.     Христианство, Церковь Христиан веры евангельской Карелии

4.     Христианство, Церковь Ингрии / Ингерманландская евангелическо-лютеранская церковь

5.     Христианство, пятидесятники - ХВЕП

6.     Христианство, Свидетели Иеговы

7.     Христианство, адвентисты 7го дня

8.     Христианство, мормоны

9.     Христианство, евангелисты, Церковь «День Троицы»

10. Армия спасения

11. Ислам, мечеть и Духовное Управление мусульман РК

12. Иудаизм, Петрозаводская еврейская религиозная община и прочие еврейские организации

 

 

      Понятно, что верующие этих конфессий имеют разные представления об окружающем мире, о взаимоотношениях с другими конфессиями, о них, вероятно, по-разному пишут (или обходят вниманием) карельские средства массовой информации. Религиозные организации конфессий обслуживают разные по численности группы населения Петрозаводска. Помимо значительного числа религиозных групп есть и ещё одна группа петрозаводчан, не представленная ни одной из религиозных конфессий – атеисты.  

         «Пример сотрудничества между представителями разных конфессий и вероисповеданий достоин внимания и осмысления, особенно сейчас, когда мир ищет пути решения проблемы отчуждения, проблемы толерантного сознания, и, наконец, проблемы навязывания другими чуждых понятий и убеждений», - сказал глава иудеев Карелии Дмитрий Цвибель в своем приветственном слове к участникам межрелигиозного круглого стола.

                Проблематика данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, какие религиозные направления и их организации представлены в городе Петрозаводске, какова численность верующих этих конфессий и целевая аудитория организаций, каковы взаимоотношения религиозных организаций города с республиканской властью, с СМИ, друг с другом и с остальной частью общества; выяснить, становились ли верующие жертвами преступлений, совершённых на почве религиозной розни. Спросить религиозных деятелей, что им хотелось бы, чтоб общество знало о них.

              Я разработал следующий список вопросов, одинаковый для всех конфессий.

1.     Наименование конфессии и организации

2.     Титул или должность интервьюируемого, его имя или ФИО

3.     С какого года существует/зарегистрирована в г. Петрозаводске

4.     Какова численность верующих данной конфессии.

5.     Направления деятельности

6.     Кому подчинена на федеральном уровне

7.     Отношения с республиканской, городской властью

8.     Отношения с другими конфессиями

9.     Отношение к карельским СМИ. Обращают ли внимание СМИ на конфессию, объективна ли информация.

10.  Сталкивались ли Вы с проявлениями ксенофобии, религиозной нетерпимости

11. Что Вам бы хотелось, чтоб общество про вас знало?

 

             Тема моего исследования не разработана. Существуют книги и статьи по отдельным конфессиям: «Православная Карелия», «Благотворительность в исламе» муфтия Бардвила, и «история еврейской общины» Д.З. Генделева. Но ни одной книги, статьи, брошюры в которой бы речь шла сразу о нескольких конфессиях – нет. Лишь на сайте органов власти Республики Карелия есть характеристика деятельности религиозных организаций за 2005 год.

             Из методов исследования я выбрал метод интервью, по причине того, что речь идёт о современном Петрозаводске, и поскольку мало литературы по теме. За неимением других источников я использовал интервью как источник. Респондентами были представители духовенства разных конфессий города (по одному от конфессии), предпочтение отдавалось руководящим деятелям, в силу специфики вопросов и проблематики исследования.

            Структура работы. Первая глава – описание интервью как метода в социологии, посвящена теории. Последующие главы – практическая часть. Каждой рассмотренной конфессии посвящено по главе. Глава2 – ислам, глава 3 – иудаизм, глава 4 – пятидесятники. Также есть заключения, приложения и список литературы. Структура главы выстроена следующим образом. Вначале – очень кратко о религии, затем в виде таблицы – обработанное интервью с представителем религиозной организации (вопрос и прямой ответ на него), и в конце – дополнения и примечания к ответам, которые я посчитал нужным сделать. Большая часть вопросов в беседе задавалась с целью сравнить потом ответы на них с ответами других респондентов, но некоторым респондентам были заданы  вопросы, не вошедшие в таблицу, вызванные особенностями религии и ее последователей.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

 

      ИНТЕРВЬЮ - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента

     Интервью относится к опросным методам социологического исследования наряду с соцопросом.

    Характеристика сущности этого метода, как и других опросных методов, - целенаправленное социально-писхологическое общение интервьюера и респондента. При этом для интервью характерно непосредственное общение интервьюера и респондента. Эта целенаправленность проявляется в нескольких смыслах. [1][1]

    Во-первых, это общение продиктовано необходимостью сбора информации. Инициатором его всегда выступает интервьюер, в определённом смысле принуждающий к общению: побуждение, создание мотивации можно рассматривать как мягкий способ принуждения, считает исследователь А.С. Готлиб. [2][2]

     Со ссылкой на Элизабет Ноэль Готлиб называет интервью ПСЕВДООБЩЕНИЕМ, подчеркивая что интервью, в отличие от обычного общения между людьми, развивается «по схеме» интервьера.

     Во-вторых, ситуация общения в интервью задается целями и задачами исследования. Цель моего исследования – рассмотреть конфессии Петрозаводска в лице сотрудников их организаций. Задачи исследования: опросить по одному человеку от конфессии (представителя духовенства, желательно руководителя), записать ответы в таблицу, в случае развернутого ответа – дополнить таблицу примечаниями, обозначенными значком «*».

     В-третьих, общение в интервью предполагает наличие определённых ролей в его процедуре: роль сообщающего информацию (этот человек называется коммуникатор) и воспринимающего информацию (реципиент).Опрашиваемые мной – коммуникаторы, я – реципиент.[3][3]

     Метод интервью сегодня очень популярен. Это объясняется его универсальностью. Этот метод позволяет «проникнуть» в субъективный мир человека, его оценок, планов, мотивов тех или иных поступков, стереотипов. Только опросные методы, и прежде всего интервью, дают такой шанс исследователю.[4][4][5]

      Интервью, в отличие от анкетного опроса, в живом общении «лицом к лицу» с респондентом интервьюер имеет возможность наблюдать его отношение к опросу, его поведение в процедуре интервью. В частности, оценивая поведение респондента по шкале искренности, можно сделать вывод о достоверности получаемой информации, что очень важно. Оценивая поведение респондента в интервью, можно фиксировать невербальные проявления отношения к рассказываемому, недомолвки, эмоции, и т.п. [6]

       Все эти проявления отношения к интервью потом, при обработке текстов лучше понять респондента.

       Не случайно одно из негласных правил социологии гласит: «Интервьюер должен слышать не только то, что респондент хочет сказать, но и то, о чем он не хочет говорить».[7]

       Метод интервью проигрывает анкетному с точки зрения затрат: людских, временных. Вместе с тем, уникальные познавательные возможности интервью с лихвой перевешивают его ограничения.

        В социологической практике используется очень разнообразный спектр интервью, которые укладываются исследователями в десятки классификаций, созданных по следующим критериям.

  1. Способ организации интервью. Выделяют индивидуальные и групповые интервью. Индивидуальные – когда один респондент, групповые, т.е. одновременно опрашивается группа людей. Я в своем исследовании взял несколько индивидуальных интервью.

  2. Характер общения.  Здесь выделяют непосредственное очное и телефонное интервью. Мои интервью непосредственные очные.

  3. Специфика источника информации. Здесь можно разделить интервью на интервью с массовым респондентом и интервью с экспертом, т.е. с таким респондентом, который является специалистом в той области знания, которую исследует интервьюер. Представителей духовенства можно рассматривать как экспертов в области деятельности их конфессий в городе.

 4. Степень стандартизации, формализации и структуризации как комплексный критерий.[8] Рассмотрим 3 понятия – стандартизация, формализация и структуризация.

стандартизация – это единообразие параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов. Опросник – стандартный, одинаковый для всех опрашиваемых. Мои интервью, по-видимому, являются стандартизированными.

Формализация  - это придание вопросам определенной формы, облика. Высокая степень формализации означает использование закрытых вопросов с готовыми ответами.[9] Интервью этого исследования можно определить как готовыми ответами.[10][9] Интервью этого исследования можно определить как интервью со средней степенью формализации, т.е. ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННЫЕ.

Структуризация – это установление связи между элементами интервью – вопросами и т.п. Высокая степень структуризации означает жесткую последовательность этих элементов. Неструктурированность означает свободу перехода от одних вопросов к другим. Интервью данного исследования можно считать неструктурированными, поскольку вопросы задавались разным респондентам не в одном и том же порядке.

       С точки зрения распространённой методологической позиции, интервьюер (тот, кто берет интервью) – только лишь беспристрастный регистратор услышанного, только посредник между исследователем и респондентом, призванный выдавать истинную информацию.[11]Искажение истинной информации по причине неправильного ведения интервью называется «эффект интервьюера».

        Полуформализованное интервью достаточно гибко и восприимчиво, «чтобы уловить и зафиксировать непредвиденные, но интересные повороты темы», - утверждает социолог Н.В. Веселкова.[12] Оно апеллирует к естественному ходу мыслей респондента, давая ему возможность свободно высказываться на»своём языке». Вопросы большей частью имеют общие формулировки в надежде получить  самый разнообразный спектр ответов, не пропущенных сквозь исследовательскую решётку, как это имеет место в формализованном интервью. Сами формулировки могут быть изменены близко к тексту. Промежуточность полуформализованного интервью проявляется и в степени разделения ролей исследователя и интервьюера.[13]

          В формализованном интервью с его единообразием интервьюер, как правило, только посредник между исследователем и респондентом, чётко следующий инструкциям исследователя. Роли исследователя и интервьюера здесь максимально разделены. [14]

         В неформализованном качественном интервью, т.е. использованном в качественном исследовании и потому ориентированном на понимание информанта (респондента), чаще всего интервьюеры – сами исследователи.                

В полуформализованных интервью, которые используются в исследовании, интервьюерами могут быть как исследователи, так и специально обученные люди. В полуформализованных интервью этого исследования исследователь и интервьюер совпадают.

           Российский исследователь Веселкова полагает, что полуформализованные интервью можно подразделить на 2 подвида: интервью жёсткого и мягкого форматов. [15]

          В жёстком формате полуформализованного интервью путеводитель содержит не просто темы, но упорядоченный перечень формулировок вопросов. В мягком формате темы расположены в логической последовательности, что способствует плавному течению беседы. В то же время респондент может перескакивать с одной темы на другую, и интервьюер поддерживает такой ход беседы, то есть записывает ответы не в том порядке, как записаны вопросы.[16]

          Такое полуформализованное интервью, по мнению Н.В. Веселковой, представляет собой оптимальный диалог. Интервьюер не только задаёт определённым образом упорядоченные вопросы, но может и следовать за логикой респондента, подстраиваясь под неё.[17][16]   Интервью данного исследования относятся, таким образом, к полуформализованным мягкого формата.

   

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ИСЛАМ

 

Ислам – одна из традиционных конфессий России.

Духовное Управление мусульман Карелии и община «Мечеть» расположены в Петрозаводске по адресу: улица Муезерская, дом 100.

 

Вопрос

Ответ

1.

Наименование конфессии и организации

Ислам. Духовное Управление мусульман Карелии

2.

Должность интервьюируемого и его имя

Заместитель председателя духовного управления мусульман РК, заместитель муфтия Ибрагим Милушкин

3.

С какого года зарегистрирована конфессия

Духовное Управление мусульман Карелии или Карельский муфтият с 03.12.2001.

4.

Численность верующих

В Карелии 1000, б.ч. в Петрозаводске*

5.

Направления деятельности

-Исламская воскресная школа «Мактаб».

-Есть отдел по работе с заключенными, желающими исправиться с помощью ислама.

-Газета «Прямой путь» на русском языке, тираж 999 экземпляров

-Взаимодействует с исламской общественностью России и зарубежных стран **

6.

На федеральном уровне подчинены

 Совет муфтиев России. Равиль Гайнутдин

7.

Отношения с властью

Положительные: «Помогайте в благе и не помогайте в грехе» - Коран. ***

8.

Отношения с другими конфессиями

Взаимодействуем с мормонами в антиалкогольной пропаганде. ****

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Взаимоотношения со СМИ

В основном репортажи были нормальными. Всплеск интереса в 2001 и 2004 годах

10.

Сталкивались ли Вы с преступлениями, правонарушениями на базе религиозной нетерпимости

Нет. Но опасность есть. Петрозаводские националисты не имеют харизматичного лидера, такого количества денег как в СПб, но это вопрос времени.

11.

Что вам хотелось бы, чтоб общество о Вас знало?

Правду и только.  ***** [18]

 

 

Дополнения к опросу.

·       Этнических мусульман (татары, азербайджанцы и другие) в Карелии по Всероссийской переписи населения 6000 человек.

**       О деятельности Духовного Управления мусульман Карелии, помимо культа и помимо того, что упомянул Ибрагим.

-         открыло четыре молельных дома: в Петрозаводске, Кондопоге, Костомукше, Олонце. Ведет проектные работы культово-культурного мусульманского центра в Петрозаводске и мечети в Костомукше

-         ежегодно организует конкурс на лучшего чтеца Корана на арабском языке

-         ежегодно проводит летние детско-юношеские лагеря

-         создало исламскую библиотеку, видео- , ДВД-, аудиотеку в каждой общине республики

-         взаимодействует со средствами массовой информации

-         содействовало открытию курсов арабского языка

-         взаимодействует с органами республиканской и муниципальной власти участвует в мероприятиях, организованными государственными и общественными структурами регионального, российского и зарубежного уровня

-         занимается благотворительной деятельностью. При Духовном Управлении открыт благотворительный отдел "Закят"

-         проводит лекции перед молодежью в средних и высших учебных заведениях республики

-         установило мемориал мусульманам – жертвам сталинизма в Сандармохе. [19]

 

***  Ибрагим отметил, что цель работы Министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, по простому говоря, «не допустить повторения Кондопоги» и Министерство и лично Манин пытаются этой цели достичь.

**** Мусульмане Карелии проводили и проводят ряд совместных мероприятий с еврейскими организациями города. Об этом сообщает их газета. [20]

***** Аргументируя свой ответ, Ибрагим подчеркнул, что неадекватно отрицательное отношение к мусульманам Карелии и РФ «на 99% происходит от незнания».  Мы сошлись на том, что нужно бороться с незнанием, но заммуфтия отметил, что «иногда человек и не хочет знать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ИУДАИЗМ

 

    Иудаизм – одна из древнейших среди ныне существующих религий мира. По классификации относится к национальным религиям (а христианство, ислам и буддизм – к мировым), то есть тесно связан с еврейским народом. Следовательно, говоря о еврейских организациях, трудно провести границу между национальной и религиозной организациями.

       Иудаизм – одна из традиционных конфессий России. В значительном количестве иудеи в Российской империи жили начиная с конца 18 века, с разделов Речи Посполитой; в незначительном – гораздо раньше. Известно, что иудеи в Петрозаводске иудеи появились начиная с 40х гг. 19 века, ещё со времён «черты оседлости».

      Раз разграничивать еврейские организации на светские и религиозные трудно, я перечислил все еврейские организации города. См. приложение 3.

 

 

Вопрос

Ответ

1.

Конфессия и организации

Иудаизм. Несколько организаций, в том числе Петрозаводская еврейская религиозная община.

2.

Должность и ФИО опрашиваемого

Председатель Петрозаводской еврейской религиозной общины, Председатель петрозаводского общества еврейской культуры «Шалом» Дмитрий Григорьевич Цвибель

3.

С какого года зарегистрирована конфессия

Иудеи в Петрозаводске известны до Революции. Но действующая община зарегистрирована с 1997 года.

4.

Численность целевой аудитории организации

Численность этнических евреев более 1000 чел.

5.

 

Направления деятельности, помимо культа

 

Религиозная община евреев выпускает газету «Общинный вестник» и серию брошюр «Библиотека общинного вестника» о культуре, традициях и истории древнего народа. Также распространяет издаваемый в Москве журнал «Лехаим». *

- Благотворительность (Хэсед Агамим)- Просветительская деятельность – Центр ИЦХАК

-  Сохранение еврейской культуры – несколько организаций

- Сбор информации о проявлениях антисемитизма в республике Карелия, хранение этой информации, борьба с антисемитизмом

- Воскресная школа «Йом Ришон»

- Филиал Израильского культурного центра

- Еврейское Молодёжное Агентство

 

 

 

 

6.

Кому подчинены на федеральном уровне

Входим в ФЕОР* с 2001 года

7.

Взаимоотношения с властью

«Отличные». И с городской и с республиканской.**

8.

Взаимоотношения с другими конфессиями

Наиболее тесные  - с мусульманами. «Я написал обращение ко всем религиозным объединениям Петрозаводска»*** Участвуем в круглом столе.

     9.

Взаимоотношения со СМИ

Ложь средств массовой информации была, в том числе в Карелии. Из конкретных – журнал «Север» публиковал антисемитское произведение

     

 

 

 

 

10.

Сталкивались с преступлениями или проступками на почве национальной и религиозной ненависти в городе?

Сталкивались. «Информации на диссертацию хватит»****

11.

Что вам хотелось бы, чтоб о вас знали.

Ничего***** [21]

 

 

 

 

    

 

 

Дополнения к опросу.

*   Журнал «Лехаим» («За жизнь!») издаётся Федерацией Еврейских Общин России, которую возглавляет раввин Берл Лазар, на русском языке. Распространяется бесплатно.

**  Создание Министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными организациями Дмитрий Григорьевич, как религиозный деятель, одобряет.

*** Дмитрий Григорьевич любезно предоставил мне текст послания. Считаю необходимым процитировать его частично. См. Приложение 2.

****    Это шутка, но она отражает действительность. Иудейская конфессия в Петрозаводске лидирует по числу преступлений / проступков на почве национально-религиозной ненависти

*****     Ответ я объясняю тем, что Дмитрий Цвибель под словами «о вас» подразумевал «об иудаизме», а я имел ввиду «об общине». Иудаизм не ставит целью распространение своего вероучения. Раввин должен 3 раза отказать желающему принять эту конфессию нееврею. Что касается религиозной организации, то Дмитрий Григорьевич, как и Ибрагим, признаёт незнание главной причиной проявлений межрелигиозной розни. Преодолеть незнание – смысл создания комитета религиозных деятелей разных конфессий, создать который предлагает Дмитрий Цвибель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4.

ХРИСТИАНЕ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПЯТИДЕСЯТНИКИ

 

       По классификации религий и религиозных направлений на традиционные и секты или «нетрадиционные» пятидесятники (или ХВЕП) попадают в категорию «секты». Однако старший пресвитер пятидесятников Карелии Фёдор Акименко сказал, что сами пятидесятники себя сектой не считают и «ответить на вопрос, что такое секта, сегодня невозможно. Библия не указывает на христианскую конфессию, кроме которой все являются сектами. И если брать первый век нашей эры, то все христианство – еврейская секта».

       Пятидесятники возникли в конце XIX века в США. Названы так по причине своей веры в то, что на 50й день после воскресения Иисуса Христа на апостолов сошёл святой дух. По их вероучению, этот дух сходит и сегодня, но не на всех людей. Не признают обрядов, икон, креста. Молитвенные «радения» (собрания) отличаются от католических и, тем более, от православных.

        В Петрозаводске пятидесятническая «Новая жизнь» зарегистрирована по адресу: улица Московская дом 1, в здании ДК «Машиностроитель». Пастор этой школы является старшим пресвитером (главой) всех пятидесятников Карелии.

 

 

Вопрос

Ответ

1.

Конфессия и организации

Пятидесятники.

2.

Должность и ФИО опрашиваемого

Старший пресвитер Союза ХВЕП Карелии Акименко Фёдор Владимирович

3.

С какого года зарегистрирована конфессия

Нынешняя организация – Союз ХВЕП Карелии создан в 1998 году путём объединения церквей ХВЕ и «Христианского Центра «Новая жизнь». Пятидесятники в Петрозаводске зарегистрированы с 1991 года. В России известны с начала ХХ века.

4.

Численность целевой аудитории организации

В России пятидесятников – 200000. В Петрозаводске – более 400 чел.

 

 


   

5.

Направления деятельности, помимо культа

 

-         Благотворительность

-         Распространение книг о вероучении

-         Распространение издаваемой в Москве пятидесятнической газеты «Христианский взгляд. Время и события»

-         Пропаганда борьбы со СПИДом «СПИД – следствие аморального поведения»

-         Реабилитация алкоголиков

-         Работа с молодежью и др.

 

 

6.

Кому вы чинены на федеральном уровне?

Российская Церковь ХВЕП, её начальствующий епископ ОКАРА Павел Николаевич

7.

Взаимоотношения с властью

В целом положительные.

8.

Взаимоотношения с другими конфессиями

«Нормальные». Основные ценности православия, ислама и иудаизма мы признаём, например ценность институт семьи. Инициативу Д.Г. Цвибеля поддерживаю.

9.

Как освещают информацию о вас карельские и др СМИ?

Неадекватная информация была в основном в 90е ХХ века. На днях ее меньше, однако «документальный» фильм на канале «Россия» назвал конфессию запрещённой в РФ, что не соответствует действительности

10.

Сталкивались с преступлениями или проступками на почве национальной и религиозной ненависти в городе?

Нет

11.

Что вам хотелось бы, чтоб о вас знали

Мне бы хотелось, чтоб о нас не судили по информации, исходящей от людей, у нас никогда не бывавших. [22]

 

 

ГЛАВА 5.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

    После разделения в X-XIII веках христианства на западное и восточное христианство восточных славян стало православием. Тем не менее в России в течение многих поколений  жили и живут католики. Даже в небольшом Петрозаводске католики известны с конца XIX века.

      Католический приход Неустанной Помощи Божьей Матери расположен по адресу: проспект Ленина, дом 11-а.

 

 

Вопрос

Ответ

1.

Конфессия и организации

Христиане, Римко-Католическая церковь

2.

Должность и имя опрашиваемого

Пастор костёла Неустанной помощи Божьей Матери отец Целестин

3.

С какого года зарегистрирована конфессия

Католики в 1905 году освятили костёл. После 1990 г восстанавливали.

4.

Численность целевой аудитории организации

   --------

5.

Кому подчинены на федеральном и мировом уровнях?

Митрополит 4х римско-католических епархий РФ Тадеуш Кондрусевич. На мировом уровне – Папа Римский Бенедикт XVI /Йозеф Ратцингер/

6.

Взаимоотношения с властью

 Положительные. Участвуем в совместных мероприятиях

7.

Сталкивались с преступлениями или проступками на почве национальной и религиозной ненависти в городе? Есть ли стереотипы о католиках?

Нет [23]

 

 Отец Целестин не дал согласия на публичное использование его ответов. Поэтому я составил таблицу из тех его ответов, которые не формируют оценочных суждений.

  

 

 

 

 

 

ГЛАВА 6.

ХРИСТИАНЕ АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

 

         Христианская конфессия Адвентисты 7го дня не могут похвастаться многовековой историей. Их история как отдельной церкви начинается в 1844 году, когда в США появились первые верующие, назвавшие себя словом «адвентисты», отделившиеся от остальных протестантов.

     Поэтому у некоторых возникает желание повесить на адвентистов ярлык «секты». Сами они так себя не называют. Глава адвентистов 7 дня Карелии Василий Иванович Павлище отметил, что он делению людей на сектантов и «традиционных верующих» предпочитает деление на верующих и атеистов.

           Адвентисты 7 дня относятся к западным христианам.

        Как утверждает Василий Иванович, его единоверцы появились в России до 1917 года. Но в Петрозаводске первый адвентист появился в 80е годы ХХ века.

        Адвентист – это тот христианин, который ожидает второго пришествия Иисуса Христа. Когда состоится это пришествие, с точки зрения их вероучения, - неизвестно, но к этому всегда нужно быть готовым.

       Оправдывая своё название, верующие этой конфессии чтут седьмой день. У них, как и у иудеев, это – суббота.

         Единственная в Петрозаводске церковь адвентистов седьмого дня располагается в здании со шпилем по Комсомольскому проспекту. Епископом этой церкви является Павлище Василий Иванович.

 

 

Вопрос

Ответ

1.

Название конфессии и её организация

Христиане, Адвентисты 7 дня. Церковь адвентистов 7о дня

2.

Должность и имя опрашиваемого

Епископ церкви Адвентистов 7го дня в Петрозаводске, глава Адвентистов 7го дня Республики Карелия Павлище Василий Иванович

3.

С какого года существуют в городе, с какого года зарегистрированы

С 1991 года, когда первый адвентист появился в Петрозаводске

4.

Численность целевой аудитории организации

Максимум 400 человек *

5.

Кому подчинены на федеральном, мировом уровнях?

 Генеральная конференция Адвентистов 7 дня России. Генеральная конференция Адвентистов 7 дня мира.

6.

Взаимоотношения с властью республики

Самые хорошие отношения. Искренне.

7.

Сталкивались с преступлениями или проступками на почве религиозной ненависти в городе?

Нет.

8.

Взаимоотношения с другими конфессиями

Положительные. Были совместные мероприятия с др протестантскими церквями

9.

 Как освещают информацию о вас карельские и др СМИ?

 Они не уделяют нам внимания

10.

Что вам хотелось бы чтоб общество о вас знало?

 Если человек совершает добро, то его итак знают как совершающего добро.

11.

Некультовые направления деятельности

-            -            распрстранение газеты «Сокрытое сокровище»

-            -            пропаганда здорового образа жизни

12.

Инициативу Цвибеля поддерживаете?

Да. [24]

 

 

 

 

 

Дополнения.

·        Численность адвентистов 7 дня росла в 90е гг, а сейчас сокращается.

 

Интересно было узнать, что Василий Иванович был арестован за распространение своей веры в СССР и отбывал наказание в Хабаровске.

 

Как мормоны и пятидесятники, адвентисты проповедуют здоровый образ жизни. Но с их точки зрения, опасны не только алкоголь и сигареты, но даже – кофе!

 

         

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

      Итак, мы рассмотрели 5 конфессий города Петрозаводска – мусульман, евреев, христиан-пятидесятников, христиан-католиков, и христиан-адвентистов. Прошу не толковать отсутствие главы о Русской Православной Церкви – крупнейшей конфессии – как враждебное отношение автора работы к ней.     В ходе исследования обнаружены следующие сходства.

1.       Численность верующих и целевой аудитории 4х конфессий. Все рассмотренные нами конфессии малочисленны по числу верующих и по численности целевой аудитории организаций. Их численность не превышает 2000 человек из 280000 петрозаводчан.

2.       Все 5 религий, их последователи и организации преследовались атеистической Советской властью с 30х по 80е годы ХХ века. У лидера пятидесятников Карелии за веру был арестован отец, тоже пастор, лидер адвентистов 7 дня сам был арестован в Хабаровске. 4 из них известны в России (и почти все в Петрозаводске) со времён дореволюционных.

3.       Все они имеют последователей за пределами Карелии и России

4.       Есть совпадения в некультовых направлениях деятельности религиозных организаций конфессий: все занимаются благотворительностью, выпуском литературы (особенно периодической) о своей религии и/или распространением издаваемой в Москве/С-Петербурге литературы и периодики о вероисповедании, все понимают важность работы с молодёжью, мусульмане и иудеи имеют воскресные школы.

5.       Взаимоотношения с республиканской властью у всех конфессий в целом положительные

6.       Взаимоотношения религий друг с другом положительные. Но как я заметил, недостаточно тесные, контакты нерегулярны.

7.        Факты неадекватной информации о конфессиях в российской прессе в 90е или в 2000е были.

8.       Зарегистрированы в период 1991-2001 годы, т.е. все конфессии прошли и проходят возрождение после десятилетий атеизма

Но между пятью конфессиями и их представителями имеются и различия.

1.       Представитель ислама Ибрагим меньше остальных пожаловался на ложь в СМИ, хотя поводов немало.

2.       Только глава иудеев Дмитрий Цвибель сообщил о наличии проявлений ксенофобии, национализма в отношении его конфессии, его народа и его лично(2005 год). Остальные респонденты утверждают, что ни проявлений религиозной розни, ни даже стереотипов про их единоверцев в Петрозаводске нет.

 

То есть, евреи «выигрывают соревнование» по количеству преступлений, проступков, совершенных по мотивам межрелигиозной. межнациональной розни, по количеству стереотипов.

         К какой бы религиозной группе, или к атеистам мы б себя не относили, мы должны понимать, что все мы – петрозаводчане, все вместе мы должны знать друг о друге правду и ничего кроме правды, все вместе мы должны противостоять как действиям экстремистов, так и «пассивной ксенофобии» - стереотипам, которые складываются сейчас и могут сложиться в будущем. Только осознавая наше равноправие, только взаимодействуя друг с другом, мы можем сделать наш город процветающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Список приложений.

Приложение 1. Положение О Министерстве по вопросам национальной политики и связям с религиозными организациями Республики Карелия.

Приложение 2.. Выдержки из обращения Дмитрия Цвибеля ко всем религиозным объединениям Карелии.

Приложение 3. Список еврейских организаций

 

 

 

 

      П р и л о ж е н и е 1.

Положение о министерстве по вопросам национальной политики и связям с религиозными организациями Республики Карелия.

            

УТВЕРЖДЕНО

Указом
Главы Республики Карелия
от 18 января 2007 года № 6

1. Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений и межотраслевую координацию деятельности иных органов исполнительной власти Республики Карелия в области национальной политики и по связям с религиозными объединениями.

2. Министерство в своей деятельности руководствуется международными договорами, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия, а также настоящим Положением.

3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, организациями и общественными объединениями.

4. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Республики Карелия в установленной сфере деятельности;
2) осуществляет мониторинг состояния межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Республики Карелия, обеспечивает комплексный анализ и прогнозирование тенденций их развития и ежегодно представляет Главе Республики Карелия и Правительству Республики Карелия доклад о состоянии межэтнических и государственно-конфессиональных отношений в Республике Карелия и предложения по предупреждению и разрешению на территории Республики Карелия межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
3) осуществляет в установленном порядке реализацию на территории Республики Карелия программ, проектов и мероприятий, направленных на решение вопросов миграции и оказание содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
4) в установленном порядке разрабатывает бюджетные целевые программы, проекты и мероприятия в области сохранения и развития национальных языков и культур, межэтнического и межконфессионального сотрудничества и участвует в их реализации;
5) участвует в организации и осуществлении мероприятий в установленной сфере деятельности по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий на территории Республики Карелия;
6) оказывает в соответствии с законодательством поддержку национальным общественным объединениям, в том числе национально-культурным автономиям;
7) осуществляет обеспечение деятельности Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия;
8) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию в Республике Карелия законодательства в области охраны исконной среды обитания и защиты традиционных форм хозяйствования и промыслов вепсов - коренного малочисленного народа Российской Федерации;
9) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия при проведении мероприятий, направленных на сохранение языка и культуры карелов и вепсов, проживающих за пределами Республики Карелия;
10) осуществляет обеспечение деятельности республиканской термино-орфографической комиссии;
11) осуществляет взаимодействие с религиозными объединениями, действующими на территории Республики Карелия;
12) осуществляет обеспечение деятельности Комиссии по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия;
13) содействует установлению связей Республики Карелия с зарубежными и международными организациями, совместно с иными органами исполнительной власти обеспечивает участие Республики Карелия в деятельности международных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
14) согласовывает в соответствии с законодательством уставы подведомственных организаций, в установленном порядке назначает и освобождает от должности их руководителей;
15) в установленном порядке проводит конкурсы и заключает государственные контракты на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
16) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
17) осуществляет полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
18) обеспечивает защиту государственной тайны, служебной и иной тайны в Министерстве и в подведомственных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
19) осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
20) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;
21) осуществляет полномочия в области гражданской обороны в установленной сфере деятельности;
22) организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности в Министерстве и подведомственных организациях;
23) разрабатывает и утверждает административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленной сфере деятельности;
24) осуществляет в установленном порядке контроль за целевым использованием средств бюджета Республики Карелия организациями, участвующими в реализации бюджетных целевых программ, государственным заказчиком и исполнителем которых является Министерство;
25) осуществляет иные полномочия в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.

5. Министерство имеет право:

1) координировать в установленной сфере деятельности в пределах своей компетенции работу органов исполнительной власти Республики Карелия;
2) создавать в установленном порядке координационные, консультативные и экспертные рабочие органы, в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности, привлекать для участия в их работе специалистов, представителей научных и иных организаций;
3) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, образовательных, культурных и научно-исследовательских учреждений, иных организаций материалы, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач;
4) издавать информационные материалы о деятельности Министерства, подведомственных Министерству и иных организаций, национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий;
5) вносить предложения по проектам нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
6) представлять в установленном порядке в Правительство Республики Карелия при взаимодействии с международными, зарубежными и межрегиональными организациями, реализующими в рамках межправительственных и межрегиональных соглашений, проекты и программы, связанные с совершенствованием и координацией национальных отношений и национального развития;
7) взаимодействовать в установленном порядке с государственными органами зарубежных стран, международными и межрегиональными организациями;
8) проводить в установленном порядке конференции и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с привлечением руководителей и специалистов других государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, научных и иных организаций;
9) представлять в установленном порядке к государственным наградам, премиям и почетным званиям организации и граждан в установленной сфере деятельности;
10) применять в установленном порядке меры поощрения и награждения;
11) содействовать реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, организациями, национальными общественными объединениями, в том числе национально-культурными автономиями, этнокультурных программ, проектов и мероприятий;
12) учреждать в установленном порядке средства массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
13) принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

6. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Карелия. Министр имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

7. Министр:

1) руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
2) устанавливает обязанности и определяет своих заместителей и руководителей структурных подразделений Министерства;
3) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
4) утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание;
5) утверждает положения о структурных подразделениях Министерства и должностные регламенты работников Министерства;
6) в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства;
7) распоряжается в соответствии с законодательством средствами и имуществом, закрепленными за Министерством;
8) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
9) вносит предложения о награждении работников Министерства государственными наградами Республики Карелия и Российской Федерации, применяет к работникам меры материального и морального поощрения, дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;
10) осуществляет руководство совещательным органом - коллегией, утверждает положение о коллегии и ее состав;
11) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;
12) может иметь внештатных консультантов и советников по основным направлениям деятельности, которые не являются государственными служащими.

8. В период отсутствия Министра его обязанности исполняет первый заместитель Министра либо заместитель Министра в случае отсутствия первого заместителя Министра.

9. Министерство является юридическим лицом, в соответствии с законодательством имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Республики Карелия и своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством.

10. Финансирование расходов Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 2.

Выдержки из Обращения Дмитрия Цвибеля ко всем религиозным организациям Карелии.

 

«Необходимо вспомнить о тех ценностях, которые заложены в основе большинства религиозных воззрений. И прийти к консенсусу, хотя бы на уровне духовных наставников определённых групп населения.

               Понимая, что «исправление мира» необходимо начинать с себя, здесь и сейчас, предлагаю:

·        создать постоянно действующий комитет представителей всех зарегистрированных в Карелии религиозных объединений

·        собираться раз в 3 месяца на заседания, на которых каждый представитель расскажет о своём религиозном объединении, исторических корнях, основных постулатах, истории создания данного объединения, целях и задачах, о практической деятельности, и ответит на вопросы

·        на основании общих для всех религиозных объединений воззрений сформировать «кредо» религиозных объединений Карелии

·        провести какую-либо совместную общественно значимую акцию, демонстрирующую добрую волю и общие точки соприкосновения всех религиозных объединений

·        впоследствии подключить к работе комитета руководителей национально-культурных автономий

·        Обсудить вопрос о том, что можно конкретно предпринять для улучшения общественного климата и выступить с инициативой в законодательные органы власти

Дальнейшее функционирование комитета будет зависеть от его практической деятельности.

Перефразирую древнее изречение «Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?

                                                                                       Дмитрий Цвибель

             Председатель еврейской религиозной общины Петрозаводска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы : методология : исследовательские практики : учебное пособие / А. С. Готлиб. – М. : Флинта, 2005. – 420 с.

2.     Бардвил В. А. Благотворительность в исламе / В. А. Бардвил. – Петрозаводск: Cкандинавия, 2005. – 52 с.

3.                    Генделев Д. Из истории еврейской общины Петрозаводска / Д. Генделев; [ред. Д. Цвибель.] – Петрозаводск : Принт, 2002. – 53 с. – (серия Библиотечка Общинного Вестника).

4.     Прямой путь: газета мусульман Карелии. – 2007. - № 2–  8 с.

Христианский взгляд : газета ХВЕ России. – 2007. - № 4. - 9 с.

5. Сокрытое сокровище : газета христиан адвентистов 7 дня. – 2007. - №3. – 12 с.

6.    Яндекс. Словари.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=enc_abc&enc_abc=*&how=enc_abc_rev&encpage=sociology/   

7.              Сайт духовного управления мусульман РК[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://islam.karelia.ru/ 

8.Сайт органов власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.karelia.ru/ 

9. Сайт российских адвентистов седьмого дня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://adventist.ru/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец формы

 

 



[1]Готлиб А.С.  Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие./ А. С. Готлиб. – М.: Флинта, 2005. – С.265

[2]Там же. – С. 264-265

[3] Там же. – С. 265

[4] Там же. - С. 266

 

[6].  Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие./ А. С. Готлиб. – М.: Флинта, 2005. –С.266.

[7] Там же.

[8] Там же. – С.266-268.

[9]  Там же. – С.268

[10] Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие./ А. С. Готлиб. – М.: Флинта, 2005. –С.268.

[11]  Там же. – С.275.

[12]  Цит. по: то же издание. – С.288.

[13]  Там же. – С.288.

[14]  Там же. – С.288-289.

 

[15] Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие./ А. С. Готлиб. – М.: Флинта, 2005. – С.289.

[16]  Там же. – С. 289

[17]  Там же.

[18]  Интервью с зампредом Духовного Управления мусульман Карелии Ибрагимом Милушкиным. Интервьюер Александр Симуков. – Петрозаводск, 2007.

[19]  Сайт мусульман Карелии. (Электроный ресурс): www.islam.karelia.ru/ 

[20] Прямой путь : газет мусульман Карелии. – 2007 - № 1. – С.2

[21]  Интервью с председателем Петрозаводской еврейской религиозной общины Дмитрием Григорьевичем Цвибелем. Интервьюер Александр Симуков. – Петрозаводск, 2007.

 

[22] Интервью со старшим пресвитером христиан веры евангельской пятидесятников Республики Карелия Фёдором Владимировичем Акименко. Интервьюер Александр Симуков. – Петрозаводск, 2007.

 

[23]  Интервью с настоятелем католического костёла Петрозаводска отцом Целестином. Интервьюер Александр Симуков. – Петрозаводск, 2007.

[24]  Интервью с главой адвентистов седьмого дня Карелии ПАВЛИЩЕ Василием Ивановичем. Интервьюер Александр Симуков. – Петрозаводск, 2007.



Hosted by uCoz