Администрация города Петрозаводска

Муниципальное общеобразовательное учреждение    «Державинский лицей» 
 

Работа на 4 Международный  конкурс работ школьников, студентов  и преподавателей

«Память о  Холокосте  – путь к толерантности».

  
 

Реферат

Гетторизация  и восстания в гетто в странах  Европы и на территории СССР. Сравнительный  аспект. 
 
 

Выполнил: Симуков Александр, ученик 11 класса

МОУ «Державинский лицей». 
 

Руководитель: Иванов В.С., учитель истории    Муниципального образовательного учреждения

          «Державинский лицей» 
 
 
 
г. Петрозаводск, 2006. 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

        Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое необходимо понять и изучить.

               Слово  «Холокост» означает «всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение. Этот термин был использован писателем, лауреатом Нобелевской премии Эли Визелем в начале 60-х годов как метафора, символизирующая сожжение целого народа в крематориях нацистских лагерей смерти. Эли Визель писал, что «не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма

              Холокост – это всечеловеческая трагедия. Сегодня нам всем очень важно понять её истоки. Но кто-то спросит: для чего? зачем ворошить прошлое? А для того, чтобы не повторять таких ужасных ошибок, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли, поскольку за каждую ошибку нам всем приходиться расплачиваться очень высокой ценой.

        Евреи должны были полностью исчезнуть с лица земли как биологический вид. Их уничтожение приняло в годы второй мировой войны тотальный характер. Впервые такую цель поставил не отдельный лидер или политическая партия. Холокост стал официальной политикой нацистской Германии. Все структуры государства, многие слои немецкого общества были вовлечены в решение этой задачи.

    По  мнению многих ученых, полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. Ведь он проводился на территории Европы, фактически на глазах у всего мира. Но нам надо изучать истоки, ход и последствия Холокоста, чтобы не допустить его повторения.

       30 января 1939 года, за полгода до начала Второй мировой войны, Гитлер говорил в одной   из речей: «Если международные еврейские финансисты в Европе и за ее пределами сумеют еще раз втянуть народы в мировую войну, то результатом войны будет не большевизация мира и, следовательно, триумф еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе.»1

-Тема  Холокоста давно  волновала меня. Геноциды  случались и раньше, но уничтожение  шести миллионов  человек только  из-за их национальной  принадлежности было самым поразительным, ужасным и трагическим событием в мировой истории.

        Я стремился как можно больше  узнать о Холокосте и разобраться  в его причинах  явления не  только потому, что моя мама  еврейка, но и потому, что ни  один порядочный человек не  может не возмущаться этим  чудовищным явлением. Как писал Саша Черный,

          Для всех, кто носит имя человека,

                    Вопрос решен от века и на век –

                    Нет иудея, финна, негра, грека,

                    Есть только человек.

     Реферат  состоит из трех  глав, в которых рассказывается о гетторизации в период второй мировой войны, о восстании в Варшавском гетто и о киевском гетто.

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1.

ГЕТТОРИЗАЦИЯ  В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ  ВОЙНЫ

  В ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЕ.                     

        Первые гетто появились в начале 1940 года. А вскоре их было уже  несколько сотен - больших и  малых, по всей Польше и Восточной  Европе.

        Гетто создавались прежде всего  в  городах, районных центрах,  местечках вблизи железных дорог. Созданием гетто занимались военные комендатуры, службы полиции и безопасности СД, а также айзатцгруппы, если одномоментная ликвидация евреев представлялась им невозможной.

Исследователь вопроса Илья Альтман выделяет следующие «минимальные признаки гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост;

           Все гетто условно можно разделить на два основных типа: «открытое» и «закрытое».

В открытых гетто  отсутствовала физическая изоляция евреев в охраняемый квартал или помещение. Они носили временный характер – до уничтожения либо переселения в «закрытое» гетто, депортации, отправки в трудовые лагеря.   

Узники «открытого» гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. продолжительность проживания в месте принудительного содержания.1 В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Туда же переселяли иногда евреев из других, как правило, небольших населённых пунктов.

Обязательным признаком таких гетто являлось создание юденрата либо назначение или выборы старосты. С их участием обычно проводились регистрация, взимание контрибуции, направление определённого количества людей на ежедневные принудительные работы. Другим важным признаком данного типа гетто являлась частичная изоляция еврейского населения. Она выражалась в ограничении свободы передвижения в пределах населённого пункта по сравнению с нееврейским населением, вплоть до запрета покидать место проживания, если его целью не было выполнение приказа оккупационных властей.

     Способом, обеспечивающим эту изоляцию, являлось визуальное обозначение евреев (отметки в документах, ношение опознавательных знаков, маркировка их домов и  квартир). Так, 23 ноября 1939 года всем евреям генерал-губернаторства Польша было приказано носить звезду Давида. Впоследствии это постановление распространилось на Германию и все остальные оккупированные страны и районы.

     Создание  «закрытых» гетто предполагало  переселение всех евреев в определенный квартал, улицу или дом. Внешним признаком «закрытого» гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет. Сроки для переселения, как правило, устанавливались в несколько дней. Иногда переселение растягивалось на более длительный срок. В то же время в небольших населённых пунктах для переселения отводились сутки или даже несколько часов. Вход и выход из гетто мог быть осуществлён только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и с внутренней стороны.

         Иногда власти принимали дополнительные  меры по изоляции еврейского  населения в закрытых гетто.  Так воздвигались высокие –  до 2 с половиной метров, проволочные  заграждения и сторожевые вышки.

         Еврейские кварталы создавались  обычно на окраине населённого  пункта или в самых непригодных для жилья районах, улицах и помещениях. Гетто могло иметь двойную охрану (еврейскую «службу порядка» с внутренней стороны и местных полицейских по другую сторону ворот гетто).

         Создание гетто закрытого типа  означало полную физическую изоляцию  еврейского населения. Оно отличалось от концентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьёй и наличием части личного имущества. Объективно переселение в «закрытое» гетто означало важный шаг к созданию условий для физического вымирания нетрудоспособного еврейского населения, так как оно лишалось всех средств к существованию и изолировалось от внешнего мира.

            Однако создание закрытых гетто было обусловлено и экономическим фактором. Во-первых, ужесточение контроля за обеспечением дешёвой или бесплатной рабочей силой производств как в гетто, так и за его пределами. Во-вторых, увеличением продолжительности рабочего дня ввиду сокращения времени на доставку узников к месту работы. 1

              Между тем для нацистских оккупационных  властей решающим фактором создания  «закрытых» гетто была задача  поэтапного осуществления «окончательного  решения еврейского вопроса».                                                                                                                                                           

               Сразу после захвата Польши в сентябре 1939 года нацисты издали указ, согласно которому польские евреи должны были оставить свои дома и переехать в специально отведённые для них населённые пункты или районы указанных городов. Первые гетто появились в начале 1940 года. А вскоре их были уже целые сотни – больших – Варшава, Краков, Лодзь, и малых по всей восточной Европе.

         Евреям строго запрещались какие-либо  связи с внешним миром. Поэтому для сообщения между еврейскими кварталами, разделёнными арийскими магистралями, иногда возводились специальные переходные мосты, как например, в гетто города Лодзи в Польше.

        В сотни гетто на территории  восточной Европы загоняли не  только местное еврейское население,  но и евреев из Германии  и Австрии. Иногда в польские  гетто депортировали и германских  цыган. Очень скоро условия  жизни в гетто стали невыносимыми. Немецкие власти решили, что принятые нормы существования в городах га гетто не распространяются. Таким образом, гетто оказались смертельными ловушками.

       Одним из решающих фактов стало  умышленно созданное сильное  перенаселение. Численность жителей Варшавского гетто достигла , по некоторым данным, 400000 человек. Еды постоянно не хватало. Немцы объявили нормой 200 калорий в день на человека. Чтобы выжить, приходилось провозить продукты питания с «арийской» стороны. Таких «контрабандистов», а также уличённых в тайном хранении пищевых продуктов нацисты расстреливали на месте.

       Подобные условия жизни неизбежно  приводили к вспышкам эпидемических  заболеваний, в первую очередь,  тифа. От него скончалось немало  узников не только гетто, но и концлагерей, в том числе самая известная жертва Холокоста – Анна Франк. Медицинская помощь стала нереальной, поскольку у немецких врачей и медсестёр не было ни лекарств, ни медицинского оборудования.

         Не было возможности помочь  измождённым сиротам, тысячами слоняющимся по улицам. Накрытые газетами трупы в ожидании перевозки лежали прямо на тротуарах. Их хоронили в общих могилах.

          Но даже в таких невероятных  условиях евреи пытались вести  «нормальную» жизнь. Несмотря  на запрет школьного образования, ео существование продолжалось. В Лодзи работали 63 школы в которых учились 23330 учеников. Несмотря ни на что, молодёжь пыталась получить образование.

            Частные еврейские коллекции  книг и публичные библиотеки  были объектом самого пристального внимания нацистов. Хранимые веками еврейские исторические архивы в Восточной Европе были конфискованы или уничтожены. В 1942 году, с началом депортации из гетто, оставленные книги и рукописи нередко шли на растопку.

         И всё же культурная жизнь, столь необходимая для поддержания морального духа людей, не прервалась. Музыканты, художники, актёры продолжали работать. В Лодзи, например, работал даже детский кукольный театр, а в Варшаве – детский хор. В гетто устраивали концерты и давали театральные представления до тех пор, пока музыкантов и актёров не депортировали в лагеря. По мнению многих историков, культурная жизнь в гетто была формой сопротивления.

            Вначале немцы использовали население  гетто в качестве бесплатной  рабочей силы. Некоторые гетто сыграли важную роль в обеспечении германской армии товарами и услугами. Например, еврейские поселения Лодзи, Белостока, Сосновица, Варшавы были почти полностью ориентированы на военное производство. Нередко немцы использовали труд евреев в личных целях – ради получения собственной выгоды и удобств. Многие жители гетто воспринимали такую работу как единственный шанс на выживание. Но рано ил поздно стремление нацистов уничтожить евреев оказывалось сильнее желания извлечь пользу из их труда.

       Создание гетто, несмотря на их очевидную ценность для германской экономики, являлось промежуточным этапом «окончательного решения» еврейского вопроса. Изоляция еврейского населения, лишение его элементарных средств к существованию, полное ограбление, жестокая эксплуатация были звеньями этой единой политики.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.

ВАРШАВСКОЕ ГЕТТО.

                   Крупнейшим еврейским гетто в  Европе было гетто города Варшава.  Польская столица была захвачена  вермахтом 22 октября 1939 года. Дискриминация евреев началась уже тогда, а создание гетто и переселение туда евреев произошло в следующем, 1940м году.

                 Варшавский историк еврейской  национальности Эммануэль Рингельблюм  писал в своём дневнике : «Сегодняшний день (воскресенье,13 октября) оставил особое впечатление. Стало ясно, что ста сорока тысячам евреев с юга Варшавы…придётся оставить свои дома и переселиться в гетто. Пригороды уже очищены от евреев. Сто сорок тысяч христиан должны будут в ближайшее время покинуть квартиры гетто…Весь день люди паковали вещи и двигали мебель. Юденрат осаждали сотни людей, пытающихся выяснить, какие улицы включены в гетто».  

октябрь 1940 2 

          Мери Берг вспоминала: «Прошла неделя после того, как гетто полностью отделили от окружающего мира. Подняли кирпичные стены, воздвигнутые прежде на тех улицах, где кончается территория гетто. Гетто жужжит, как улей. На улицах, в переулках, во дворах и квартирах – в любом месте, куда не проникает ухо гестапо, - собираются евреи и обсуждают главный вопрос: в чем смысл заключения в гетто? Что нас всех ожидает? Как мы будем доставать продовольствие? Как удастся навести в гетто порядок? А может, все это к лучшему, и теперь нас оставят в покое?

     Что  она имела в виду? Может быть, то, что внутри гетто будет порядок, и будут отменены ограничения, существовавшие для евреев до гетторизации? Ведь 13 августа 1941 года была издана знаменитая Директива Лозе, рейхскомиссара Остланда, которая скрупулезно определяла уклад жизни евреев на оккупированной территории. Она называлась «Временные директивы по обращению с евреями» и состояла сплошь из запретов, ограничений, а главное – унижения человеческого достоинства евреев. Евреям запрещалось, например, пользоваться тротуарами, общественным транспортом, автомобилями, посещать парки, музеи, библиотеки, школы и т. п.

Параллельно с  легальным, контролируемым немцами  производством существует подпольное производство, основанное на теневых связях с польским сырьем.

 В варшавском  гетто стена, отделявшая евреев  от «арийцев», побелена была только с одной стороны, разумеется, с «арийской». С еврейской стороны стена выглядела черной, но община, за счет которой ее возводили, отнюдь не возражала бы, если б ее побелили с обеих сторон.

Почему же оккупанты  запретили побелку? Я думаю, что их национальные предрассудки были настолько сильны, что даже такая мелочь имела значение.

     Иногда воздвигались высокие, до 2,5 метров проволочные заграждения и сторожевые вышки. Заборы сверху покрывались колючей проволокой. Объективно переселение в «закрытое» гетто означало важный шаг к  созданию условий физического вымирания еврейского населения.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.     Все лето 1940 года в Варшаве строят стену. Ее возводят еврейские каменщики, нанятые юденратом. Стена отделяет район гетто.16 ноября 1940 года свободный выход из гетто был прекращен.

   Около  500 000 человек проживало в Варшавском гетто. Это более трети населения Варшавы, размещавшееся на 2,4 % территории города. В среднем по шесть-семь человек в комнате, по 15-16 человек в квартире.

   Смертность возросла в десять раз по сравнению с довоенными временами- 43 тыс. трупов за один лишь 1941 год. Смертность должна быть куда больше, если учесть, что на продовольственную карточку приходится около 300 калорий в день при дневном минимуме, необходимом для жизни, около 2,5 тыс. Но гетто кормится за счет черного рынка. Контрабанда продовольствия, по-польски – шмугль - приобретает огромный размах. Целые грузовики с продуктами проходят через ворота, несмотря на строгие запреты. Взятки из рук шмуглеров через еврейских полицейских  переходят к немцам.

     Естественно,  буханка хлеба в гетто на 30-50 % дороже, чем в остальной Варшаве.

          Нацисты всегда стремились - это был один из ключевых элементов их политики в гетто - переложить бремя административных обязанностей на плечи самих евреев. Так появились юденраты (по-немецки Совет Старейшин). Тех, кто работал в административных советах, немцы заставляли выполнять свои распоряжения. Они должны были составлять списки депортируемых евреев. Еврейская полиция отвечала за сбор тех, кто подлежал депортации.

   И все  же для судьбы большинства  обитателей гетто, в конечном  счете, было не так уж важно,  какую линию поведения изберут  юденраты. И при беспрекословном  подчинении, и при сопротивлении  результат оказывался одним и тем же: из-за полной изоляции и незащищенности почти все были обречены на гибель.

        Тридцать отделов юденратов контролировали в гетто все проявления жизни - от распределения карточек до организации похорон. Соответственно велика и численность служащих. Шесть тысяч человек имели удостоверения юденрата. Одних только полицейских насчитывалось две тысячи. Они выделялись в нищей толпе гетто не только упитанностью, чистой одеждой, но и специальными нарукавными повязками, резиновыми дубинками, а главное - хорошо вычищенными сапогами.

      По линии гражданской администрации гетто управлял специально назначенный комиссар, бывший берлинский адвокат Хейнц Ауэрсвальд.

     Судьба еврейских полицейских была не менее трагична, чем остальных обитателей гетто. Их руками во время массовой депортации вылавливали и загоняли людей на сборный пункт для отправки в Треблинку. Немцы относились доверием и доброжелательством, но это был союз с дьяволом.

       Смерть подстерегала людей в  гетто повсюду. Адина Цвайгер работала медсестрой в больнице Варшавского гетто. Летом 1941 г. она вела дневник. Вот одна из записей:

   «Через три недели я снова вышла на работу в больницу… Снова в тифозной палате, где никто не умирает. Коек не хватает, поэтому дети лежат по двое, а то и по трое на одной койке. У каждого крошечный жаропонижающий пластырь на лбу. Пластыри тоже в дефиците. У детей высокая температура, и они всё время просят пить. Нет, они не умирают. Мы их выписываем – мы просто не можем держать их подолгу, потому что каждый день обязаны принять новую партию детей и соответственно столько же выписать или перевести из категории «тяжёлых» в «выздоравливающие». Все записи тифозной палаты у немцев на учёте. Мы выписываем детей, часто обрекая их на верную смерть. Порой, распухшие от голода, они снова возвращаются к нам, чтобы спокойно умереть на больничной койке. И так каждый день»3

      Умшлагплац – особый перевалочный пункт в гетто. Часто это была городская площадь или другое открытое место, где и решалось, кого отправить на смерть, а кто ещё годен для работы. В крупных гетто Умшлагплац нередко располагался рядом с железной дорогой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

              Массовые депортации из Варшавы в Треблинку начались 23 июля 1942 г. День за днём, неделя за неделей в гетто собирались тысячи евреев. Ежедневная «квота» - шесть – семь тысяч человек. Аресты проводили эсэсовцы, а также латышские, литовские и украинские наёмники. В задержаниях вынуждены были участвовать и еврейские «полицейские». Многих заманивали на Умшлагплац обещанием выдать буханку хлеба.

                В августе 1942 года в Треблинку  были депортированы 200 варшавских  детей-сирот, воспитанников детского  дома гетто. Вместе с ними  был врач и педагог Януш Корчак, отказавшийся перебраться в «арийскую» часть Варшавы ради спасения своей жизни. Последний раз его видели, когда он, держа одного ребёнка на руках, а другого за руку, вёл через гетто колонну сирот к лагерям смерти.4

       На Умшлагплац людям иногда приходилось просиживать целые дни, пока не придут свободные товарные вагоны. Есть немало свидетельств о том, в каких страшных условиях находились люди в этих «залах ожидания смерти». К середине сентября 1942 года более 260000 евреев отправлены с варшавской «перевалки» в Треблинку и другие лагеря. Последние депортации в Варшаве произошли в январе и апреле – мае 1943 года в связи с восстаниями в Варшавском гетто. После подавления второго восстания в Варшаве не осталось ни одного еврея.

         Создание гетто, несмотря на их очевидную ценность для германской экономики, являлось промежуточным этапом «окончательного решения» еврейского вопроса. Изоляция еврейского населения, лишение его элементарных средств к существованию, полное ограбление, жестокая эксплуатация были звеньями этой единой политики.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 .

ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ  В ГЕТТО  ГОРОДОВ ЕВРОПЫ. 

Евреи в гетто  сопротивлялись как физически, т.е. в вооруженной форме, так и  морально. Бала организована еврейская взаимопомощь – оказание содействия сиротам, пожилым и больным людям, поиск продовольствия и топлива за пределами гетто, налаживание связей с местными жителями.

    Сохранение  человеческого достоинства и  еврейская солидарность проявлялись,  когда узники уступали лучшие места пожилым и детям, прятали девушек и молодых женщин от насильников, делились продовольствием с умирающими от голода.

    Было  и вооруженное сопротивление.  В гетто действовали подпольные организации.   Совершив побег, узники гетто вливались в партизанские отряды. Среди полуфантастических сведений о «еврейских бандитах» и партизанах» в немецкой документации содержится немало реальных фактов еврейского Сопротивления.

    Кроме  России, евреи вели партизанскую  борьбу в лесах Польши, Словакии, Югославии, Болгарии, Греции, на севере Италии и во Франции. Немало евреев было в антинацистских  подпольных организациях Голландии, Бельгии и других стран. Евреи-подпольщики Франции и Голландии спасали детей и переходили границу. Евреи Бельгии оказали хорошо организованное и активное сопротивление нацистам. Комитет еврейской защиты создал сеть укрытий, благодаря которым были спасены 3 тысячи детей и 10 тысяч взрослых.

     Интересным примером нефизического Сопротивления служит история Давида Эфрати. Когда всех евреев Варшавы изолировали в гетто, отец Давида остался совсем без средств к существованию. Вдобавок, все имущество семьи сгорело во время немецких бомбежек. Положение семейства становилось все тяжелее. Еды оставалось с каждым днем меньше. И тогда Давид (которому было всего 12 лет) решил действовать. Он начал украдкой выбираться из гетто на арийскую сторону, чтобы раздобыть немного еды.

     «Одно  время трамвай из арийской  части города пересекал гетто,  но не останавливался там. И  я начал контрабандой провозить в трамваях еду. Сначала я и мои товарищи затаскивали товар в трамвай. Трамвай представлял собой закрытый вагон с подножками с обеих сторон, на которых стояли польские полицейские. Я пытался подкупить того, кто стоял у входа в вагон, а потом затаскивал внутрь 3-4 мешка с товаром (рисом, сахаром, мукой и т.д.)

    По  существующему уговору, кто-нибудь  ждал, когда трамвай будет проезжать  через гетто. Я бросал мешки,  а он их хватал. Иногда мы  менялись ролями, и я поджидал  трамвай в гетто, а кто-то  другой сбрасывал мешки. Благодаря моей деятельности, семья неплохо кормилась».2         

         Символом  еврейского Сопротивления стало  восстание в варшавском гетто.

         С первых дней  существования варшавского  гетто предпринимались попытки  создания подпольных еврейских организаций для борьбы с немецкими властями и их подручными. Однако действительное Сопротивление было организовано лишь в октябре 1942 года, после того, как в гетто были получены достоверные сведения об участи, ожидающей депортированных евреев. Тогда была создана Еврейская боевая организация, в которой объединились подпольные военные организации.

   Первое  столкновение между немцами и  еврейским подпольем произошло  18 января 1943 года во время вывоза  евреев из гетто в лагерь  уничтожения. Члены юденрата и  еврейской полиции перестали сотрудничать с немцами. Адам Черняков, председатель юденрата, покончил жизнь самоубийством. Подпольщики, несмотря на скудное вооружение, оказали немцам решительное сопротивление. Уличные бои продолжались четыре дня. Немцам удалось отправить в Треблинку 6 тысяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто. Депортация евреев временно прекратилась. Однако Еврейская боевая организация готовилась к вооруженному сопротивлению в случае новой попытки немецких властей ликвидировать гетто. Эта «попытка» не заставила себя долго ждать…

    19 апреля 1943 года немецкие части, применяя  артиллерию и бронемашины, начали  планомерное разрушение гетто  и уничтожение его жителей.  Под руководством Мордехая Анелевича  в гетто началось массовое  восстание. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. В боях пало 7 тысяч еврейских бойцов, многие были сожжены в бункерах. 16 мая 1943г. ликвидация Варшавского гетто закончилась.

    На  улицах сражающегося Варшавского гетто пролилась также кровь поляков. Отдали жизнь за спасение евреев поляки Стрелецкий, Вщина, Петр Турский, Вольский и многие другие.

    Восстание  Варшавского гетто явилось актом  беспримерного героизма. Это был  героизм отчаяния, так как восставшие не питали надежды на спасение, но предпочли смерть в бою бессильной покорности убийцам. Их подвиг приобрел глубочайшее символическое значение для еврейского народа во всем мире. 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           ГЛАВА  4.

ГЕТТОРИЗАЦИЯ  И СОПРОТИВЛЕНИЕ В ГЕТТО НА ТЕРРИТОРИИ СССР.

             

         22 июня 1941 года нацистская Германия  и её сателлиты напали на  Советский Союз. Началась Великая  Отечественная война. Именно здесь,  с первого дня этой войны,  начал осуществляться зловещий план «окончательного решения еврейского вопроса». К началу войны свыше 5000000 евреев был гражданами Советского Союза. Около 3000000 из них были уничтожены нацистами и их пособниками. Это половина всех жертв Холокоста.

          До нападения на СССР нацисты не ставили задачу физического уничтожения еврейского населения какой-либо из оккупированных стран. Это стало возможным в связи с объявлением Германией «тотальной»  войны против СССР.

          Только на советской территории  уничтожались все евреи-полукровки, включая их детей.

            Расистская теория о «неполноценности»   евреев была дополнена важным  идеологическим постулатом. Советские  евреи, согласно нацистской пропаганде, подлежали уничтожения  как  основа большевистского режима. Все они -  от грудных младенцев до глубоких стариков – объявлялись «носителями враждебной нацизму идеологии – жидо-большевизма».

            При нападении на другие государства  нацисты никогда не декларировали  задачу борьбы с «еврейским  господством»

  В первые месяцы войны были оккупированы Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина. К августу 1942 года полностью или частично 23 региона России. 5       

            Немцы изменили административно-территориальное устройство этих земель.                            

         Округ Белосток, включающий современные территории Белостокской области Польши и части Гродненской области Белоруссии, был включён непосредственно в состав немецкого третьего рейха.

           Округ Галиция включал в себя  Львовскую, Станиславскую (ныне Ивано-Франковскую), Дорогобычскую (ныне не существующую) и Тернопольскую области Украины. Он вошёл в состав генерал-губернаторства, во главе которого стоял Ганс Франк.

           Часть Украины – Северная Буковина, междуречье Днестра и Южного Буга, Одесская область, Винницкая область и районы Винницкой и Николаевской областей – и Молдавия были под названием «Трансистрия» присоединены к Румынии, бывшей тогда сателлитом третьего рейха. Здесь, по данным на 1943й год проживало 2 236 000 человек, и было 72 еврейских местечка.

          Зона Военной Администрации включала  захваченные немцами области  РСФСР, восточные районы Белоруссии  и Левобережную Украину. Ей  руководило Верховное Командование  Вермахта, или ОКВ. Первые мероприятия,  связанные с «окончательным решением еврейского вопроса», проводились в каждом населённом пункте по приказу военных комендантов, возглавлявших ортскомендатуры и фельдкомендатуры.

           Рейхскомиссариат «Остланд» включал  Эстонию, Латвию, Литву и треть  Белоруссии.

         Рейхскомиссариат «Украина» включал большинство областей Правобережной Украины и Западную Белоруссию, в том числе – Брест, бывший вначале центром рейхскомиссариата.

            Процесс административно-территориального деления оккупированных вермахтом советских земель завершился в середине 1942 года.

        На территориях, аннексированных Советским Союзом в 1939 – 40 годах, проживало значительное число евреев. В Литве, исключая Виленскую область, - 150000, в Латвии – 95000, в Эстонии – 5000, на Западной Украине и в Западной Белоруссии, - 1270000, в Бессарабии и на Северной Буковине, - 32500, т. е. всего 1850000. Сюда следует добавить около 200000 евреев-беглецов, прибывших в сентябре 1939 г. из Польши, оккупированной немцами.

          До настоящего времени спорными или недостаточно исследованными остаются вопросы о количестве, способах организации гетто на оккупированных территориях Советского Союза и деятельности и роли юденратов.

          В комплексе антиеврейских мероприятий  оккупационных властей гетторизация занимала особое место. При организации гетто на оккупированной советской территории нацисты использовали польский опыт – они создавались в городах, райцентрах и местечках вблизи железных дорог. Туда также переселяли уцелевших от акций уничтожения евреев сельской местности, чаще всего – ремесленников с семьями.

           В меморандуме Розенберга, возглавлявшего  Зону Гражданской Администрации  (будущие рейхскомиссариаты),  говорилось:

           «Первой, основной целью немецких мер, проводимых в области окончательного решения еврейского вопроса, должно быть строжайшее отделение евреев от остального населения».6

            Также в этом меморандуме говорилось  о введении в гетто еврейского  самоуправления, при условии отделения  гетто от местного населения  силами полиции.

             Созданием гетто на территории  СССР занимались нацистские силовые  структуры: Полиция Безопасности, СД, и айнзатцгруппы. Так, в приказе по кавалерийской бригаде СС №8 0т 28.09.1941 отмечалось:

      

  «Если часть длительное  время располагается в населённом пункте, она оборудует еврейское гетто в том случае, если не сможет ликвидировать евреев сразу».7 

           Изоляция советских евреев путём  переселения в специальные кварталы  и создание гетто также носили  беспрецедентный характер. Это подчёркивало особый социальный статус евреев. Как следует из меморандума Розенберга 1941 года «Указание к разрешению еврейского вопроса»  изоляция имела как политический и экономический, так и расовый подтекст. Строжайшее отделение евреев от остального населения символизировало, что «все права на свободу должны быть отняты у евреев». При этом «следует избирать места, где будет удобно применять еврейскую рабочую силу».

             Уже сам факт «обмена» жилыми  помещениями с «арийским» населением  создавал повод для конфликта, особенно когда речь шла о вселении в частные домовладения. Создавались естественные предпосылки для ограбления евреев и потери ими значительной части имущества. Для проживания евреев отводились, как правило окраины городов или мало приспособленные для жизни пустующие административные помещения или даже постройки для скота.          

            Только евреи были ограничены  в правах собственности на  своё недвижимое имущество (его  залог и продажу).

            Евреи – воспитанники детских  домов подлежали выявлению и  переселению в гетто. Там, где  гетто не создавалось либо  уже было ликвидировано, они  расстреливались.

              Одним из символов особого  положения еврейского населения  оккупированной территории СССР (как и в большинстве других стран, оккупированных вермахтом) стало создание специальных еврейских кварталов и мест принудительного содержания.

               На территории СССР так же, как и в Европе существовали  гетто как открытого, так и закрытого типа. Гетто закрытого типа преобладали.

                Вариантом «открытого» гетто  можно считать концентрацию обнаруженных  после акций уничтожения в  одном неохраняемом здании. Так,  в Белополье Полтавской области  Украины было обнаружено 24 еврея, которых поместили в одну общую квартиру с направлением на принудительные работы.

                 «Открытые» гетто создавались в зоне как военной администрации (здесь узников не планировалось надолго оставлять в живых, поэтому их концентрация проводилась накануне уничтожения), так и гражданской. В зоне гражданской администрации этот тип гетто был переходным. В таком виде они существовали, за редким исключением, от нескольких недель до одного года. Важным фактором здесь численность и компактность проживания евреев. Причины создания открытых гетто в этой зоне были следующими. Во-первых, когда евреи составляли значительную часть населения их переселение в особый квартал было связано с определёнными проблемами как для остального населения, так и для оккупационных властей. Во-вторых, когда сравнительно небольшие общины, или уцелевшие после первых акций переселялись местными властями в более крупные населенные пункты. Одной из причин этого была сравнительная малочисленность полицейских формирований, способных предотвратить бегство узников.8

             Весьма активно политику геттоизации проводили оккупационные власти пронацистской Румынии, под контролем которых оказалась четверть еврейских гетто Советского Союза.

           Гетто в Молдавии.  Процесс создания и практически полной ликвидации гетто первым был завершён в отданной Румынии Молдавии. Накануне Великой Отечественной войны в Молдавской ССР проживало до 300000 евреев, включая 50000 беженцев из Румынии.

            24 июля 1941 года губернатор провинции  «Бессарабия» Вакулеску издал приказ о концентрации евреев в сельской местности в специальных лагерях. Одним из первых в Советском Союзе было создано гетто Кишинёва. Приказ о его создании был подписан 25 июля румынским командованием. В действительности оно возникло по инициативе руководства айнзатцкомманды 11а, входившей в состав айнзатцгруппы D. Особенность этого гетто состояла в том, что оно находилось в двойном подчинении – румынской и немецкой комендатур.

            Гетто располагалось в нижней  части города. На переселение тысяч людей было отведено 2 дня. По разным оценкам, в гетто оказалось от 9000 до 13000 человек.

              Тем не менее, к концу 1941 года в Кишинёвском уезде оставалось 215 евреев. К маю 1942 года все  евреи Кишинёва, за исключением двух человек были депортированы.

               Всего на территории Молдавской  ССР было создано 20 гетто. 

               После серии акций уничтожения  и депортации к 1 сентября 1941 года  в гетто и концлагерях, согласно  румынской переписи, находилось 72625 евреев.

                В городе Бельцы, согласно отчётам  айнзатцгруппы от 17 июля 1941 года, к  этому времени не только был  создан юденрат, но и произведён  расстрел его членов за невыполнение  приказа. 

                В Молдавии  существовали транзитные гетто, в которых люди проводили лишь несколько недель. Узники этих гетто были уничтожены или депортированы за пределы Молдавии. В некоторых гетто после расстрелов и депортаций было оставлено сравнительно небольшое количество квалифицированных ремесленников. В некоторых городах Молдавии, например, в Тирасполе, гетто вновь создаются летом 1942года.

                 Таким образом, создание гетто  в Молдавии (в провинции «Бессарабия») преследовало главную цель  - концентрацию  евреев с целью их дальнейшей  депортации в Трансистрию.9

Гетто в Украине.  Наибольшее количество гетто было создано на территории Украины. В справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто Украины 1941-1944годов, изданном в 2000 году упомянуты 300 гетто. 10

                 Первые из них созданы в  Буковине, которая вновь стала одной из провинций Румынии в июле-августе 1941 года. Как и в Молдавии, здесь преобладали пункты временного содержания, предназначенные для депортации на территорию Транситстрии.

                   До конца 1941 года в Буковине сохранилось лишь несколько гетто, в том числе в Сучаве (9000человек), Садагоре (6500человек), Заставне (3000человек) и Кицмане (2800). Оставшиеся евреи Буковины были переселены в специальные кварталы. Деятельностью гетто руководили еврейские общины.

                    Крупнейшее гетто Буковины – гетто города Черновцы было создано лишь 11 октября 1941 года.  Очевидно, что власти действовали здесь по той же схеме, что и в Кишинёве, -  гетто превращалось лишь в место концентрации перед депортацией.  Именно в этом гетто наибольшее число узников дожило до освобождения гетто Красной Армией.

                 По подсчётам Ильи Альтмана, в  Одесской и Николаевской областях  находилось не менее 50 гетто.  Подавляющее их число оказалось  под румынским контролем, а  Одесса была провозглашена столицей Трансистрии – территории между Южным Бугом и  Днестром.

                 Приказ, определяющий порядок создания  и деятельность гетто Трансистрии,  был издан её губернатором 11 ноября 1942 года. Примечательно, что вместо термина «гетто» в приказе употребляются термины «поселение», «колония» и «община».  Именно последний термин получит впоследствии распространение в официальной документации. В данном же приказе чаще всего используется слово «колония».

                   Первая попытка создания гетто в Одессе была предпринята оккупантами вскоре после захвата города, в ноябре 1941 года. Однако она не удалась. 10 января 1942 года оставшимся и уцелевшим евреям вновь было предписано в течение 3 дней переселиться в район Красная Слободка. По приказу губернатора Трансистрии с 12 января 1942 года одесских евреев начали депортировать в лагерь Березовка. В течение трёх дней туда было вывезено 19582 человека. Некоторые одесские евреи находились в гетто до июня 1942 года, часть из них погибла т голода и тифа.

          Наибольшее число гетто среди  регионов Украины было организовано  в Винницкой области. В упомянутом  выше справочнике указаны 127 гетто,  находившихся в Винницкой области.  Эти сведения нуждаются в уточнении.  Но по данным Ильи Альтмана в области находилось не менее 150 гетто.11 Из них 30-40 гетто находились в немецкой зоне оккупации, остальные – в румынской.12

           В результате депортации с  июля 1941 года по январь 1942 на территорию  Трансистрии было переселено 125000 евреев из Бессарабии и Буковины.  Всего же в Трансистрии оказалось около 195000 узников.

         Особенностью гетто Трансистрии  был смешанный состав населения,  где большинство узников составляли  не местные жители, а депортированные.  Они не имели связей с местным  населением и,  
 

как правило, не владели украинским или русским  языком.

           Гетто Трансистрии имели чёткую  структуру управления во главе  с президентом общины. В них  существовали хорошо развитые  социальные службы и кустарное  производство.

             Под румынским контролем на территории Украины в Черновицкой, Винницкой, Николаевской, Одесской областях находилось 175-180 гетто, в которых уцелело подавляющее большинство всех жертв Холокоста.

            Как минимум 78 гетто было организовано  в Западной Украине. Большинство из них появились на рубеже 1941-42 годов.

             Крупнейшим гетто на оккупированной  вермахтом территории СССР было  гетто Львова. Оно прошло 2 периода  существования – в качестве  открытого и в качестве закрытого.  Первая попытка переселить 136000 львовских евреев в гетто, согласно приказу губернатора Галиции от 6 ноября 1941 года, лишь частично увенчалась успехом. «Виснуть» всех узников в 300 домов, из которых 250 были одноэтажными. В них проживало ранее 25человек, было физически невозможно. Угроза эпидемии тифа  временно приостановила переселение, но к концу года большинство евреев Львова оказались в самом неблагоприятном районе города, за линией Львов – Тернополь. После серии акций по ликвидации узников был опубликован приказ начальника полиции безопасности и СД Галиции Кацмана о переселении всех без исключения евреев Львова на территорию гетто, которая была значительно сокращена. Здесь

разместили 36000 уцелевших узников.  Гетто вместе с его узниками после очередных  акций было окончательно ликвидировано в июне 1943 года.

         В гетто дистрикта Галиция  в течение двух лет находились не менее 400000 узников.13

          Одним из первых было создано  гетто города Каменец-Подольский 20 июля 1941 года, где до войны проживало  14000 евреев. Это гетто стало первым в Советском Союзе местом депортации и уничтожения евреев других государств. В конце концов здесь оказалось более 30000 человек. Гетто просуществовало около 2 лет и было ликвидировано в феврале 1943 года.14

            Всего генеральный округ «Волынь-Подолия» включал менее 84 гетто на территории Украинской ССР (в состав округа входила ещё и Западная Белоруссия). На территории остальных округов рейхскомисариата «Украина» было, без учёта Винницкой области, лишь 20 гетто.15 

             Всего же на территории Украинской ССР, входившей в состав рейхскомиссариата «Украина» насчитывалось не менее 159 гетто.

            Лишь некоторые из них просуществовали  до начала весны 1943 года. 3 марта  было ликвидировано последнее  гетто на этой территории в Хмельнике Винницкой области.

              История гетто города Щорса, или Сновска описана в романе Анатолия Наумовича Рыбакова «Тяжёлый песок», автор которого неизменно подчёркивал документальную основу своего произведения.

              В литературе и источниках  Альтману удалось удалось выявить сведения о 442 гетто на оккупированной территории Украины в границах на 22 июня 1941 года.             

   

На оккупированной территории СССР существовало несколько  сотен гетто

          На территориях, аннексированныховетским Союзом в 1939 – 40 годах, проживало значительное число евреев. В Литве, исключая Виленскую область, - 150000, в Латвии – 95000, в Эстонии – 5000, на Западной Украине и в Западной Белоруссии, - 1270000, в Бессарабии и на Северной Буковине, - 32500, т. е. всего 1850000. Сюда следует добавить около 200000 евреев-беглецов, прибывших в сентябре 1939 г. из Польши, оккупированной немцами.

            Например, подпольщикам минского гетто удалось сохранить свою организацию вплоть до его ликвидации. Это позволило вывести к партизанам несколько тысяч узников. В Кишиневе подпольщики провели ряд диверсий, устроили взрыв эшелона с солдатами.

    
 
 
 

 В Белоруссии число евреев – участников партизанского движения составляло 10 350 человек, на Украине -  3000 человек. Среди евреев-партизан было немало командиров и комиссаров партизанских соединений и отрядов.

   Из воспоминаний бывшего командира партизанской бригады генерал-майора Капусты: «Лев Гильчик проник в гетто городов Несвижа и Клецка и оттуда, после тщательной подготовки, вырвал тридцать человек. Я поручил Гильчику сформировать партизанский отряд из всех узников, вырвавшихся из гетто. За короткое время эта новая партизанская единица выросла до 140 человек – сплошь евреев. В одном из сражений я поставил задачу не пустить врага в лес. Отряд Гильчика показал свои настоящие боевые качества – задача была выполнена».1

Позже  для  евреев были выделены особые районы или  дома. Евреи, наряду с вероятными политическими  врагами нацистов, были обязаны зарегистрироваться. Их зарплата, если они вообще её получали, была значительно меньше, чем у других работников. При распределении хлеба им причитались самые маленькие пайки. На советской территории существовали сотни гетто, которые во многом были схожи с польскими. Первые из них – в Кишинёве и Минске – были созданы уже в июле 1941 г.. По неполным данным, на Украине было около 600 гетто, в Белоруссии – по меньшей мере, 163, в Молдавии – 49, ещё несколько десятков находились в балтийских республиках и России (крупнейшие из них – в Смоленской, Брянской и Ростовской областях).

Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолет. Только 29 и 30 сентября нацисты с помощью  местной полиции убили в Бабьем Яре 33771 еврея.

        

             На территориях, аннексированныховетским Союзом в 1939 – 40 годах, проживало значительное число евреев. В Литве, исключая Виленскую область, - 150000, в Латвии – 95000, в Эстонии – 5000, на Западной Украине и в Западной Белоруссии, - 1270000, в Бессарабии и на Северной Буковине, - 32500, т. е. всего 1850000. Сюда следует добавить около 200000 евреев-беглецов, прибывших в сентябре 1939 г. из Польши, оккупированной немцами. 
 
 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Надо сказать, что отношение той или иной страны к трагедии Холокоста – это индикатор, своего рода лакмусовая бумажка, по которой другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством. Политический и исторический смысл запоздалого признания Россией места Холокоста в истории цивилизации будет означать, что наша страна после многолетнего молчания сделала свой выбор и входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых катастрофа Холокоста воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия.

   Опыт  Холокоста как мировой катастрофы  всего человечества, приведшей к  физическому уничтожению шести  миллионов евреев в середине  кажущегося цивилизованным двадцатого  столетия, фактически не представлен  в массовом сознании российского  населения. В современных образовательных программах  средней общей и высшей школы отсутствует какое-либо прямое упоминание о Холокосте, а сам термин Холокост, широко распространённый в странах Западной Европы и в США, практически не используется в России. Подобный диссонанс между осмыслением трагедии Холокоста в ведущих странах современного мира и России не только и не столько говорит о политической слепоте, но и служит своеобразным фоном для формирования этнических предрассудков, выступающих как предпосылка политического экстремизма, прежде всего – политического антисемитизма.

   Поэтому  Холокост не должен уйти в  забвение. Он останется вечно  кровоточащей раной человечества  – как напоминание всем и  каждому; он был и навсегда  изменил ход общечеловеческой  истории. Так что уроки этой трагедии необходимо выучить всем народам, несмотря на то, что Холокост был страшным испытанием для еврейского народарошло больше, чем полвека после Холокоста. Зачем же сегодня, когда мир так неспокоен, говорить о нем? История Холокоста преподается в школах во многих странах Европы и Америки. Алла Гербер в своем выступлении на Конференции «Преподавание о Холокосте в ХХ1 веке» сказала:

    «Меня  потрясло, когда я была в Вашингтоне  в Мемориальном Музее Холокоста  (а попасть в него на экскурсию можно, лишь предварительно заказав билет за 2 месяца), что из десяти посещающих этот музей, девять  - неевреи. Это очень важно, потому что мы должны думать о единстве в сообществе людей. Важно, чтобы об этом знали все народы России, потому что это отнюдь не разговор о том, как уничтожали евреев, это разговор о нравственном падении человека.»1

            В современном российском обществе  молодое поколение мало знает  про Холокост. И это одна из  причин, по которой в России  продолжается рост экстремистских настроений. В частности, по данным социологического опроса городского населения , проведенного Левада-центром в 2004 году, на вопрос: «Как вы лично относитесь к людям, призывающим к борьбе против «нерусских» 37% ответили, что терпимо.

                           «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти.  «Никогда больше» – первый и главный урок, который вынес весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда мир не должен относиться равнодушно или пассивно к проявлениям геноцида, независимо от того, против какого народа он направлен. «Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех», - говорил историк Михаил Гефтер. Никогда не будут писать поэты, как еврейская поэтесса Роза Ауслендер:  

       

Когда я

коченела в гетто

мое сердце

замерзало

в  подвале.

Я    пережившая ужас

творю словом жизнь2

      В отличие от войны в Западной Европы и Польши, война против СССР декларировалась как идеологическая борьба, как освобождение от власти «жидо-большевизма» или «юдо- коммунизма»

      Евреи Советского Союза  первыми в Европе начали уничтожаться в соответствии с  заранее подготовленным планом массового  истребления. После нападения на СССР солдаты вермахта прошли процесс «закалки». На захваченных территориях советского Союза убийства совершались публично по отношения как это делалась в странах Европы. Там уничтожение евреев сохранялась в тайне.

      В Западной Европе и  Польше евреев можно  было идентифицировать по регистрационным  записям в архиваха  оккупированной территории СССР архивы были эвакуированы, и информацию о наличии евреев немцы получали от местного населения. Страшнее была и кара для тех, кто отказывал помощь евреям.16

      Идея  физического боевого  сопротивления и  вооруженной борьбы с нацистами возникла только тогда, когда  стало ясно, что намерение немцев является тотальное уничтожение евреев. Вооруженные сопротивления принимала различные формы: боевые действия в гетто, партизанская борьба в лесах, борьба в лагерях смерти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Список  источников и литературы. 

1.Абрамская И. Исторический очерк// «И дал им Память и Имя..» Иерусалим, 2002 

2.Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 -1945.М.,2002.

3.Альтман И.А Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М.,2002.

4.Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М.,1996.

5. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации(1941-1944). Яд Вашем.- Иерусалим. – 1991

     

6.Лехаим . – 2005.- №5. 

7.История .- 2005 .- №9.   

        

Hosted by uCoz